Как эксперты СберМаркетинга оценивают развитие метавёрс в России
Какие возможности сегодня даёт метавселенная, какие форматы лучше всего воспринимаются аудиторией, для чего заход на эту территорию сегодня нужен брендам и верно ли утверждение о том, что участие в метавёрс-проектах — не более чем завладение нашей ментальной недвижимостью, а не новые точки роста, рассмотрели клиенты и эксперты СберМаркетинга.
Руководитель Sber AR/VR Lab Максим Козлов, генеральный директор Maff Meta Verse Алексей Помыканов, руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров, руководитель отдела репутационного менеджмента ГК ФСК Татьяна Майорова и директор по развитию Lookport Татьяна Журавская подняли все эти вопросы в свежем выпуске видеоподкаста СберМаркетинга MEDIA MIX.
С моделью виртуального мира сегодня знакомы меньше 30% россиян, однако рост интереса к этому явлению и новым технологиям непрерывен и стабилен. Многие российские компании давно применяют метапродукты для обучения персонала, решения маркетинговых задач, а также в качестве PR-активаций. Неизменным остаётся одно: всё больше жителей нашей страны интересуются возможностями метавселеннных, не без любопытства изучают виртуальные миры, создают комьюнити и находят среду для развития своего личного потенциала.
«Не все игры про метаверс и не весь метаверс про игры, — считает руководитель дирекции сервисов «Развитие на основе данных» Университета 2035 Андрей Комиссаров. — Сейчас есть огромное количество направлений, связанных с цифровыми двойниками, цифровыми двойниками пространств. Есть целый ряд компаний, создающих 3D-прототипирование производств для обучения персонала. Создаётся отдельный хаб метавселенной, об играх речи не идёт. Не важно, есть ли у тебя на голове VR-шлем, важнее, какими возможностями ты обладаешь, какой новый пользовательский опыт получаешь. Изначально предполагалось, что пользовательский опыт в метавселенной шире, чем у нас с вами. Эдакая земля бесконечных возможностей. Она проходит через все виды деятельности и каким-то образом соединяет их в едином пространстве. Сейчас мы имеем отдельные хабы, в которых от метаверса практически ничего нет, ни продакт плейсмента, ни маркетинга».
Самыми популярными метавёрс-платформами по-прежнему остаются Roblox и Decentraland. Именно там аудитория собирается для создания своих цифровых копий, просмотра показов мод, музыкальных концертов, поиска единомышленников.
«Roblox — платформа, позволяющая находиться там и делать что угодно. Обратная сторона медали — есть агентства, разработчики и люди, которые могут работать и зарабатывать там, — делится позицией руководитель AR/VR Lab Сбера Максим Козлов. —Метаверс даёт возможность создать цифровую копию мира, где можно проводить время и работать. Операторы, снимающие нас сейчас, делают это физически. Но мы можем повести встречу в онлайне, и там тоже будут свои операторы, модераторы, хостес и т.д. Всё это будет в цифре. Метавёрс объединяет в виртуальном пространстве людей из разных точек мира».
Интересно, что на данную территорию заходит уже и рынок недвижимости. Так, например, ряд компаний уже активно внедряет в метавёрс шоурумы своих построек, позволяя аудитории погрузиться в атмосферу, которую он обретёт, осуществив сделку с застройщиком.
«Мы решили реализовывать мероприятия в метавселенной, событийный PR, — делится руководитель отдела репутационного менеджмента ГК ФСК Татьяна Майорова. — Суть самого мероприятия интересна аудитории, но новый формат позволяет вовлекать тех, кого обычно привлечь сложно. Есть поздние последователи метавселенной, которые уже являются нашей аудиторией, на которую мы работаем и с которой хотим взаимодействовать. Хочется застолбить место в цифровом пространстве, которое потом начнёт набирать обороты. Это наша инвестиция в будущее».
Не меньше внимания аудитория метавёрс уделяет и просмотру музыкальных концертов в виртуальной реальности. Компания Lookport стала одной из первых в России, кто зашёл на эту территорию и успешно реализовал ряд проектов с популярными на сегодня артистами.
«Фестивали, концерты — один из способов привлечения аудитории, — утверждает директор по развитию Lookport Татьяна Журавская. — Органически, в метавселенных есть люди, пришедшие туда из игр. И туда приходят артисты, заинтересованные в концертах, приводя свою аудиторию и пополняя её посредством имеющейся. Если хочется охватов, нужны селебрити и хедлайнеры».
Немало споров вызывают мероприятия, которые проводятся в метавселенных. Так, например, многие задаются вопросами: а как привести туда аудиторию, как аудиторию удержать, кто должен оказаться среди участников события и как сохранить интерес на протяжении всего перфоманса.
«Расскажу на своём примере со свадьбой, — комментирует генеральный директор Maff Meta Verse. — Мы придумали эту историю ради экспириенса, который невозможно представить в онлайне. Индустрия торжеств не существует в онлайн, и сделать из мероприятия шоу показалось интересным. Мы подумали, что метавселенная подойдёт для создания уникальной локации. Хотелось провести свадьбу на острове — мы его построили. Специально для торжества Ксюша Дукалис записала трек. У нас был цифровой священник, выдававший сертификаты. Пришло около 500 человек и ещё 1000 смотрели трансляцию. На мой взгляд, это классный кейс, показывающий вовлечение. Свадьба шла около двух часов, и все знают, как трудно удержать аудиторию в течение такого времени. Были разные механики для общения».
В метавселенных компании и люди активно выкупают земли, чтобы строить на них свою реальность. Сейчас показатели стоимости могут меняться от месяца к месяцу, но вот к чему приведёт эта тенденция, ответил эксперт Андрей Комиссаров.
«Очень быстро земли могут обесцениваться,— считает Комиссаров. — Пока стоимость земли или аренды достаточно невысока, это работает. В противном случае можно создать свой альянс в децентраленд и закупиться там. С криптой то же самое. Появляется много разновидностей и приходиться майнить что-то новое. Идя по этой логике, очень быстро земли будут обесцениваться. Единственное ценное – люди.
Мне кажется, в метавселенной важна психология человека. Кто дольше будет оставаться в ней? Тот, кто живёт в большом городе, испытывает трудности по жизни, реальность его не устраивает. Перенаселённость, урбанизация, одиночество в большом городе. К примеру, Китай, Индия, Пакистан. Россия скорее нет, у нас люди привыкли взаимодействовать иначе, несмотря на серость реальности».
Для тех, кто только заинтересовался тематикой и рассчитывает попробовать свои силы на новой территории, открытым остаётся вопрос стоимости проведения того или иного мероприятия в метавселенных. Сегодня ценник может меняться в зависимости от запроса, но есть и усреднённое значение, подсчитанное генеральным директором Maff Meta Verse.
«Среднестатистическое мероприятие – от 500.000 р до 2-3 миллионов. Нужно понимать, что есть уже готовые, созданные миры, в которые можно интегрировать своё мероприятие. По времени – около месяца», – делится Алексей Помыканов.