Сколько в России вендинговых аппаратов, средняя выручка в месяц и пр.
“Российская Газета” опубликовала небезынтересный текст о текущем состоянии вендингового бизнеса в России. Расчёты показывают, что в России сейчас 47 619 вендинговых аппаратов
- Возьмём среднюю месячную выручку одного аппарата как среднее между 30 тыс. и 40 тыс. руб., то есть 35 тыс. руб..
- Найдём годовую выручку одного аппарата, умножив 35 тыс. руб. на 12 месяцев –
- Теперь поделим общую годовую выручку в сегменте (20 млрд руб.) на годовую выручку одного аппарата, чтобы получить их приблизительное количество – 47 619 вендинговых аппаратов на основании приведённых данных.
По данным издания «Бизнес-планы», ссылающегося на Национальную Ассоциацию Автоматической Торговли РФ (НААТ) в 2019 году в стране насчитывалось около 160-170 тысяч автоматов, что значительно выше показателя 2015 года, когда их было всего 55-65 тысяч.
Кому верить? Кажется, что ответом может быть цитата из материала “налогов бизнес заплатил в 10 раз больше за счет обеления”, потому из расчётов и выходит, что число аппаратов даже снижается.
Ещё из важного:
- натягивание автоматических моек машин под вендинг и тому подобное – забавно
- среди длинного текста есть интересный кусочек, что несмотря на всю автоматичность вендингов – там тоже нужны люди, и в борьбе с кадровым голодом вендинговые аппараты не панацея
Подробности от РГ
На фоне дефицита персонала торговля переходит на “бесчеловечные” форматы. Рынок вендингов вырос за пять лет в пять раз. Микромаркеты (небольшой магазин без продавца) – один из самых быстрорастущих форматов ретейла. Потенциал роста такого формата эксперты оценивают не менее 15% в год.
По словам президента Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонида Нестеренко, по официальным данным, выручка в сегменте (торговля через автоматы) составляет всего 20 млрд руб. Но если считать шире (кроме систем самообслуживания в магазинах, зарядок для электромобилей, моек самообслуживания, массажных кресел), она варьируется от 60 до 80 млрд руб. Рынок вырос за пять лет в пять раз, а налогов бизнес заплатил в 10 раз больше за счет обеления, утверждает Нестеренко.
В данный момент, например, есть повышенный спрос от небольших нестационарных павильонов (особенно в регионах) на установку вендингов. Наблюдается высокий спрос на автоматы с готовой едой – сотрудники компаний могут заказать понравившуюся им еду, и к обеду это блюдо окажется в автомате. Прорабатывается вопрос о развитии аптечного вендинга, ведь провизоров тоже не хватает, существует проблема с доступностью лекарств в малых населенных пунктах, в аэропортах, на ж/д станциях и туристических объектах. Есть проекты по внедрению школьного вендинга – чтобы школьник мог в дополнение к горячим блюдам из столовой приобрести что-то вкусное и при этом полезное (йогурты, творожки, фрукты).
У вендинговых аппаратов есть несколько бесспорных преимуществ, отмечает Нестеренко. Это удобно и экономит человеческие ресурсы. Например, проще поставить в супермаркете автомат по продаже кофе, чем организовывать отдельную точку общепита. Открыть отдельное кафе обойдется в 1,5-2 млн руб., а поставить автомат стоит 300-400 тыс. руб. Автомат не требует ежедневного обслуживания – туда достаточно привозить раз в два-три дня какой-то ассортимент.
Крупный ретейл тоже наблюдает рост спроса на магазины без персонала. Так, этим летом крупная торговая сеть продуктовых магазинов открыла более 30 круглосуточных торговых точек в Москве и Подмосковье. Днем в них работают продавцы, а ночью покупатели обслуживают себя сами, заходя в магазин по QR-коду.
Микромаркеты – один из самых быстрорастущих форматов ретейла, говорит председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
“В условиях дефицита кадров и конкуренции за торговые площади такие компактные магазины перспективны как для малых предпринимателей, так и больших торговых сетей во всех крупных городах страны”, – считает он.
Микромаркету не нужен продавец – это полностью автоматизированная торговая точка, для нее достаточно 5-10 кв. м в локациях со стабильно высоким трафиком. Их можно устанавливать в метро, офисах, жилых комплексах, гостиницах, поликлиниках. Микромаркеты не конкурируют с дискаунтерами и более крупными форматами, так как предлагают ограниченный ассортимент продуктов или товаров для дома.
В зависимости от ассортимента и места расположения этот бизнес можно назвать форматом с низким порогом входа, который в отличие от большинства торговых точек может работать круглосуточно.
Ежегодный потенциал роста этого рынка в мире оценивается в 15%, в России с учетом кадрового дефицита такой формат автоматизированной торговли может развиваться даже быстрее, считает Караваев.
Впрочем, надо учитывать, что всякая автоматизация стоит денег. По словам Нестеренко, поставить недорогой автомат – полдела. Выручка на один вендинг в десятки, в сотни раз меньше, чем в ретейле. Автомат в месяц зарабатывает в среднем всего около 30-40 тыс. руб. А кассир в крупном магазине может ежедневно пропускать через себя товара под 1 млн руб.
“Нужны отдельный человек, который загружает товары в автомат, техник, который обслуживает этот автомат, складской персонал, который обслуживает товародвижение, IT-сотрудники, которые поддерживают систему мониторинга оплаты. И если пересчитать это на выручку, то получается примерно то же самое, что в ретейле”, – поясняет эксперт.
Президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов тоже говорит, что малая торговля хоть и испытывает дефицит кадров, пока не готова раскошеливаться на организацию магазинов без продавцов. Одно дело – поставить вендинг. Совсем другое – полностью автоматизировать процесс.