Как введение НДС при трансгране в ЕАЭС может привести к гибели любого кроссбордера в Россию
Трансграничные посылки в последнее время горячая тема, припекающая. Правительство не останавливается и подкидывает дровишек – внесён законопроект о изменении порядка взимания НДС по стране назначения. Несмотря на кажущуюся незначительность последствий решение может привести к каскаду решений, который окончательно похоронит ecom-кроссбордер в Россию. Потому как от этого решения до введения на посылки из Китая в России НДС один шаг, и то что не будет убито снижением порога пошлины, будет убито НДС-ом.
Конечно, ноги у этого законопроекта растут из инициативы взимать НДС в стране назначения, которые приняли Белоруссия и Казахстан. Так что наше решение – это такая месть и таможенная война внутри ЕАЭС, но вот только другие страны в ЕАЭС внутрь России онлайн-посылок отправляют с гулькин нос. А WB и OZON в соседние страны отправляет много и то, что их ранее по другой инициативе Минфина хотели освободить от НДС в России – это для них (как будто) полезно.
Вот только разговоры кирпичных ритейлеров о том, что онлайн-заказы из Китая не облагаются НДС, а продажи товаров с растаможиванием в их магазинах – облагаются – “значит нужно ввести НДС” – возобновятся со страшной силой. А от разговоров до введения – один шаг.
Если говорить об аналогиях, то это тот случай, когда прокажённые сами построят вокруг себя забор.
Экстракт инициативы
- Правительство внесло в Госдуму законопроект, согласно которому предприниматели из стран ЕАЭС, продающие товары россиянам через торговые онлайн-платформы, будут платить НДС в российский бюджет.
- Сейчас такие продажи не облагаются НДС на территории России, и предложено внести необходимые изменения в Налоговый кодекс.
- После принятия закона, местом реализации товара из ЕАЭС будет считаться Россия, если покупатель-физлицо находится на территории страны при получении товара.
- Даже при сделках на основе договоров комиссии или поручения предприниматели обязаны будут уплатить НДС.
- В финансово-экономическом обосновании указано, что такая схема принесет федеральному бюджету не менее 2 млрд рублей.
- Основная ставка налога составит 20%, существует льготная ставка в 10%.
- Уплаченный налог при возврате товара можно будет засчитать в счёт будущих платежей.
- Если законопроект будет одобрен, он вступит в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1 июля 2024 года.
- Нормативный акт в настоящее время находится на рассмотрении профильного думского комитета по налогам и сборам.
Прямая речь (законопроект № 564179-8) Поясительная записка
к проекту федерального закона
“О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации”
Проект федерального закона “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – проект федерального закона) разработан в целях создания механизма взимания налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по стране назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки.
В настоящее время реализация налогоплательщиками Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаров через электронные торговые площадки российским физическим лицам не облагается НДС на территории Российской Федерации.
В связи с этим проектом федерального закона предусмотрено, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория Российской Федерации, если товар в момент получения его покупателем – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, находится на территории Российской Федерации.
Для реализации данного механизма проектом федерального закона предлагается также внести изменения в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации в части установления:
– особенностей постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств-членов ЕАЭС;
– возможности использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации).
Проектом федерального закона также предусмотрено предоставление налогоплательщикам права на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций
по реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям – физическим лицам, не являющемся индивидуальными предпринимателями, получающим товары в других государствах-членах Евразийского экономического союза.
Принятие проекта федерального закона создаст основы для администрирования указанной отрасли в целом и, в частности, будет сформирована нормативно-правовая основа для дальнейшего совершенствования режима налогообложения в сфере информационных технологий в части торговли товарами в рамках ЕАЭС через электронные торговые площадки.
Кроме того, проектом федерального закона предусмотрено принятия российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств-членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств-членов ЕАЭС, что позволит компенсировать расходы российских продавцов на уплату указанных сумм налогов.
Отметим, что принятие проекта федерального закона позволит усовершенствовать систему администрирования НДС, устранить неравенство в налогообложении НДС российских и иностранных налогоплательщиков и, соответственно, создаст более благоприятные условия для реализации российскими налогоплательщиками товаров физическим лицам на территории государств-членов ЕАЭС.
Реализация положений проекта федерального закона не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона не содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация проекта федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.