Рассрочка у онлайн-ритейлеров беспокоит Центробанк России

Центробанк отправил письмо банкам, микрокредитным организациям, ломбардам с рекомендациями по работе с услугой рассрочки. Регулятор советует финансовым организациям не сотрудничать по этой схеме с магазинами, если те не заключают кредитного договора с покупателями.

Источник: Oborot.ru

Перепечатка

Сейчас многие офлайн- и онлайн-магазины предлагают покупателям приобрести товар в рассрочку, то есть на условиях беспроцентного займа. При этом покупатель платит деньги оператору услуги, тот рассчитывается с магазином сразу и ждет выплат от заемщика.

Но при этом если покупатель не расплачивается вовремя, оператор продает требования банкам или другим кредитным организациям. Таким образом эти отношения являются кредитными, хотя договор кредита или займа с клиентами никто не заключает, и тот не знает обо всех условиях, возможных комиссиях, процентах и прочем. Причем нередко оператор оказывается аффилированным с финансовой организацией, которой продает задолженность. Поэтому Банк России и посчитал подобную схему рассрочки недобросовестной.

Центробанк в письме рекомендует финансовым организациям отказаться от рассрочки без договора, не покупать долги у магазинов и маркетплейсов и ограничить работу с операторами.

На данный момент Банк России готовит предложения, чтобы законодательно изменить регулирование рассрочки.

Среди возможных изменений – требование раскрывать все условия рассрочки, в том числе возможную передачу займа коллекторам, а также внесение информации о рассрочке в кредитную историю гражданина. Поскольку сейчас банк не видит настоящей степени закредитованности гражданина: тот может не иметь ни одного кредита, но при этом большую часть своих доходов отдавать за рассрочку.

Сервисы рассрочки в магазинах и на маркетплейсах нередко собирают отрицательные отзывы в интернете. В том числе пользователи жалуются на скрытые платежи – к примеру, с них требуют оформление страховки или подписки, также приходится предъявлять дополнительные документы, ждать одобрения оператора, который иногда его не дает.

В России используются несколько схем приобретения товаров на заемные средства:

  • классические потребительские кредиты, когда партнером магазина выступает банк или МФО,
  • карты рассрочки от банков, например, самая известная – “Халва” от “Совкомбанка”,
  • сервисы BNPL (buy now, pay later; покупай сейчас, плати позже).

Именно сервисы BNPL преобладают на маркетплейсах.

Так,  в августе похожий продукт с названием “Сплит” для покупок у продавцов с доставкой маркетплейса  запустил Яндекс. Пользователь сначала оплачивает только 25% стоимости товара, затем каждые две недели у него с карты списываются еще по 25% стоимости. Таким образом получается беспроцентная рассрочка на два месяца.

Сам Яндекс при этом отрицает похожесть своего сервиса на кредит, упирая на то, что люди тратят свои деньги, а не заемные средства банка. Но на просьбу прокомментировать письмо Центробанка компания ответила отказом.

Между тем сервисы рассрочки имеются у всех крупных маркетплейсов.

Сервис кредитования “Покупай со Сбером” интегрирован  в маркетплейс “СберМегаМаркет”. Теперь онлайн-покупатели площадки могут приобретать товары в рассрочку. Услуга доступна владельцам карт Сбера, использующим “Мобильный банк” и “Сбербанк онлайн”. Рассрочку можно получить на 10 месяцев на покупки, стоящие от 3 тыс. до 300 тыс. рублей.

На Wildberries работает онлайн-сервис покупок товаров в кредит и рассрочку. Партнерами финтех-сервиса стали брокерская компания Direct Credit, несколько банков и микрофинансовых организаций. Минимальная стоимость покупки – 5 тыс. рублей,  максимальная – 300 тыс. рублей, срок предоставления займа составляет от 6 месяцев до 2 лет.

Ozon предоставляет право продавцам давать беспроцентную рассрочку покупателям до шести месяцев. Но кредитные ресурсы для этого должен привлекать сам магазин, маркетплейс пока не готов выступить в качестве банка или инвестора в этой схеме. В 2019 году маркетплейс запускал собственную рассрочку без помощи банков в тестовом режиме, но, видимо, новая услуга теста не прошла.

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Ecomhub

8
Комментарии: 0Публикации: 849Регистрация: 22-02-2019

Добавить комментарий