Логисты рассказали про небольшие интернет-магазины
С начала года в России количество собственных интернет-магазинов небольших брендов (с оборотом до 1 млн рублей в месяц) увеличилось на 38%, их обороты выросли на 73%, количество покупок — на 59%. К таким выводам пришли аналитики сервиса «ЮKassa» (сервис финтех-компании «ЮMoney», которая входит в экосистему «Сбера»). О причинах и перспективах этого тренда мы спросили у представителей логистических операторов, обслуживающих селлеров на разных площадках.
«В структуре спроса в нашей компании фулфилмент для небольших интернет-магазинов составляет примерно 30%, – говорит директор по развитию фулфилмент-оператора «Бета ПРО» Артем Смирнов. – Более того, многие известные бренды из высокого ценового сегмента принципиально не выходят на маркетплейсы. Причиной этого является репутационная составляющая и вопросы с возвратами». По словам эксперта, бизнес, заботящийся о своем имидже, не может допустить, чтобы товар, который вернули, пришёл другому клиенту в плохой упаковке или повреждённым.
«Для небольших компаний развитие собственных интернет-магазинов также является частью стратегии формирования бренда. Тренд 2023-2024 годов – это активное внедрение брендформанс стратегии, и наличие своего онлайн-магазина для этого просто необходимо», – добавляет Артем Смирнов.
Заместитель исполнительного директора «Курьер Сервис Экспресс» Мария Мартынова объясняет, что в последние годы продажи через собственные интернет-магазины брендов переживали некоторую стагнацию, поскольку рост популярности маркетплейсов оказывал на них сильное давление. Новые продавцы предпочитали размещаться на Ozon и Wildberries, зачастую не уделяя внимания развитию собственных торговых площадок. Однако покупатели всё чаще выбирают специализированные онлайн-магазины, что способствует постепенному восстановлению их объемов продаж.
По ее словам, аналитические порталы фиксируют прирост новых интернет-магазинов на 20% в этом году. Многие селлеры в качестве каналов продаж используют и интернет-магазины, и маркетплейсы, чтобы диверсифицировать риски и повысить процент выкупа. «Распределяя продукцию по разным каналам и увеличивая количество точек продаж, они компенсируют нестабильный или недостаточный спрос в одной точке за счет более высоких продаж в другой», – говорит Мария Мартынова.
В Boxberry также подтверждают увеличение доли онлайн-магазинов среди клиентов компании: «Мы отмечаем и рост числа заказов, и рост числа интернет-магазинов, подключающих нашу доставку. В период с января по август количество заказов выросло на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – делится данными коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин. Кроме того, по словам эксперта, в общем объеме заказов доля интернет-магазинов составляет приблизительно 51-52%.
Рост спроса со стороны селлеров на услуги компании Алексей Бездеткин связывает с тем, что Boxberry обеспечивает доставку не только в Москве, но и в других городах России, развивая сеть компании и открывая новые точки: «В среднем каждый месяц с нами начинают работать 350 новых селлеров».
Ведь для некоторых продавцов полноценная доставка в регионах силами маркетплейсов обойдется дороже, чем доставка силами сторонней службы по системе DBS (Delivery by Seller). Это может вызвать переток онлайн-продавцов от маркетплейсов к службам доставки.
«Ожидается, что в 2024 году интернет-магазины выйдут на плато по объему продаж, что объясняется отсутствием на рынке новых предпосылок к изменению покупательского трафика. Доля же маркетплейсов в общем объеме онлайн-торговли останется значительно выше», – прогнозирует Мария Мартынова.