По данным Росстата падение российского розничного рынка в апреле 2022 года по отношению к тому же периоду прошлого года составило 9,8%, а в мае уже 10,1% (непродуктовая розница сократилась на 17,2%). При этом не учитывается инфляции, которая уже исчисляется двухзначными цифрами.

Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в феврале 2022 года спрогнозировала падение ВВП в 2022 году на 8-10%, а некоторые западные аналитики ожидают падение до 25% (эта величина будет скорректирована с учетом вводимых санкций). Российские чиновники и международные аналитики сходятся в том, что текущий кризис станет крупнейшим с т.н. «проклятых девяностых» и приведет к падению всех экономических показателей страны. А их восстановление (если оно вообще состоится в текущих реалиях) может занять 10 лет и более.

Лев Хасис, экс-СЕО X5 Retail Group, бывший заместитель председателя правления «Сбербанка» должен был возглавить холдинг, объединяющий все связанные с электронной коммерцией активы банка. Но без каких-либо комментариев покинул Россию. Его задачей являлось организация слияния большого количества дублирующих друг друга сервисов электронных продаж «Сбербанка» и получение наконец прибыли.

В первом полугодии 2021 года эти проекты принесли «Сбербанку» убыток в размере почти 20 млрд рублей.

Основатель и гендиректор сервиса «Яндекс.Лавка» Илья Красильщик, человек создавший рынок экспресс-доставки E-Grocery, стал фигурантом уголовного дела о «фейках» про российскую армию и в Россию тоже возвращаться не собирается.
Т.е. с одной стороны, мы видим, что предприниматели сворачивают все неприбыльные сервисы и инициативы, специалисты, способные управлять такими системами уезжают, а ресурсы теперь нужны для поддержания работы прибыльных направлений. С другой стороны, и до этого много лет подряд не растущие доходы населения начинают стремительно сокращаться, цены растут, риски потери работы становятся все более реальными.

Очевидно, что в такой обстановке два стремящихся друг к другу тренда уже в этом году начнут интенсивно сжимать до недавнего времени развивающийся рынок E-Grocery.

Это уже происходит: «Самокат» остановил работу в 15 городах, «Озон» и «Сберлогистика» сокращают персонал и зарплаты, закрылось приложение Х5 «Около».
Осенью мы увидим серию очередных громких закрытий сервисов, и прежде всего это коснется неприбыльных проектов в т.ч. различных агрегаторов. Сегодня в относительной безопасности находятся только интернет-магазины самих розничных сетей. Роста продаж там конечно не будет, но они прибыльны, а значит будут сохранены.
Государство может поддержать финансово убыточных игроков (при том, что большей их частью оно уже владеет). Учитывая, что при их закрытии «высвободится» 100 тыс. низкоквалифицированных и соответственно низкоплачиваемых активных молодых людей, которых надо будет чем-то занять, это имело бы смысл. Но в похожем положении находятся все отрасли в стране, и какой из них будет отдан приоритет, пока никто не знает.
В журналистике широко используется прием т.н. парных новостей, когда одна новость, дополняемая другой, ясно показывает общий тренд. В 2018 году во время работы над книгой «Торговля продуктами питания в Интернете», изучая опыт работы лидера рынка E-Grocery интернет-магазина английской Tesco, в одном из учебных роликов я обнаружил общий принцип подхода к сборке заказа, реализуемый в этой сети, и во многом ставшей причиной ее успеха. Кстати, именно благодаря особому вниманию к данному аспекту, питерский агрегатор Igoods стал одним из лидеров рынка в допандемийное время. Сотрудник, объясняя этот принцип, сообщал: «Я собираю заказ так как я собрал бы его себе. Себе я не возьму испорченный или некондиционный товар, не положу я его и клиенту».

В апреле 2022 года «Сбермаркет» сообщил о начале проекта по продаже клиентам т.н. «некрасивых» овощей и фруктов, которые обычные магазины не продадут из-за их неидеального вида», а если, быть более точными из-за того, что они просто испорчены. Прекрасной парной новостью к этой стало предложение комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды разрешить отдавать некачественные продукты и те, у которых истек срок годности на корм животным. Выиграют ли от этих инициатив испорченные овощи и животные? Возможно. Будет ли это способствовать развитию рынка E-Grocery – вывод сделает покупатель.