Мнения про про казахстанский eCommerce
Казахстанский eCommerce – модная тема уже 7-8 лет. И как самостоятельное и вполне инновационное явление – Kaspi придумал много интересного, российские игроки бросились развиваться на рынке после закрытия западных локаций.
А между тем явление это непростое, с множеством подводных камней и сложностей.
Мнение оптимистическое. Фёдор Вирин
Интернет-торговля в Казахстане сегодня – 2-3 миллиардов долларов. Это немногим меньше 10% розничной торговли. Говорю “примерно”, потому что цифры не мои, а разброс существующих оценок, как того, так и другого достаточно велик.
Когда несколько лет назад онлайн-канал в России имел такую же долю, мы смотрели на английские, корейские, американские цифры и говорили: “вот сейчас будет 10-11-12% и все полетит”. И знаете, что интересно – полетело! :) Есть множество исследований по разным странам, которые все показывают примерно одно и то же – при достижении порогового значения происходит одновременно две вещи:
1. потребители привыкают пользоваться интернет-торговлей в части товарных категорий и начинают активно переносить в онлайн свои покупки в других категориях
2. ритейлеры и бренды начинают активно инвестировать в онлайн-канал, и объем этих инвестиций может быть сопоставим с GMV в канале
Эти два фактора, которые сходятся одновременно, дают огромный импульс росту интернет-торговли. Но они также могу, как это произошло в России, изменить ландшафт онлайн-торговли, а вслед за тем и ландшафт всего ритейла, как это произошло во всех странах, где этот порог уже был перейден несколько лет назад.
К чему я веду? Онлайн-торговля в Казахстане сегодня находится на пороге очень быстрого, линейного роста. Этот рост начнется (станет заметен) в ближайшие год-два. В этот момент будут расти и отдельные игроки, и, что очень важно, инфраструктура, и сервисы для интернет ритейла. Больше всего на рынке будет не хватать рук (экспертиза уже есть) и инфраструктуры (логистики).
Казахстанский рынок ритейла не похож на российский – здесь меньше сетей, сами сети мельче, меньше международных игроков, меньше инфраструктуры (даже с учетом соотношения размеров рынков). Поэтому трек развития ритейла Казахстана не будет в точности повторять российский (очевидно), но многие схожие черты видны уже сейчас.
К чему я это: рынок онлайн-торговли (и вообще ритейла) в Казахастане сегодня очень интересен для инвестиций.
Мнение скептическое. Marcetplace_biz
Российские маркетплейсы теряют позиции в Казахстане
Китайские маркетплейсы вроде Taobao и Pinduoduo серьезно усиливают свои позиции в Казахстане, угрожая вытеснить российских гигантов Wildberries и Ozon. Адиль Каукенов, эксперт по Китаю, отмечает, что казахстанские покупатели все больше выбирают китайские платформы, которые предлагают более низкие цены и все более быструю доставку. В отличие от Wildberries и Ozon, которые предлагают товары с доставкой за 1-5 дней, китайские маркетплейсы постепенно сокращают свои сроки до недели, при этом сохраняя значительно более низкие цены.
🚚 Конкурентная борьба за логистику
Пока Wildberries и Ozon удерживали покупателей на казахстанском рынке за счет более быстрой доставки, китайские площадки стремительно развиваются и начинают предлагать аналогичные условия по скорости доставки. Плюс к этому, товары на таких платформах, как Pinduoduo, почти в два раза дешевле, что создает дополнительное давление на российские маркетплейсы. Это ставит под угрозу привычную модель торговли российских компаний, которые рассчитывали на продажи за счет удобства и скорости доставки.
🌐 Новые возможности для китайских платформ
Казахстанский рынок становится важным направлением для глобальных игроков. Китайские маркетплейсы не только увеличивают свою долю рынка, но и начинают активно привлекать казахстанских предпринимателей, предлагая им новые рынки сбыта. Российским маркетплейсам стоит серьезно задуматься над стратегиями, чтобы не потерять свое место на рынке, который стремительно переходит под контроль китайских конкурентов.
Позиция казахстанского Минпромторга. “Налоговых барьеров вводить не будем, но рекомендуем покупать на отечественных”
В Казахстане разрабатывают новые правила работы маркетплейсов из-за роста жалоб потребителей на мошенничество, сообщил министр торговли РК Арман Шаккалиев. По его словам, для иностранных торговых площадок не будут вводить дополнительные налоги, как просят местные бизнесмены, но требования к ним ужесточат.
Он отметил, что за прошлый год Wildberries вернул казахстанцам более 40 млн тенге по жалобам на плохое качество товаров.
«Пять тысяч обращений (от потребителей за 2023 год — прим. ред), рост на 25%. Есть две причины, почему идет рост — это потребительская культура и количество совершаемых сделок в электронной торговли. В 50% случаев — это чистой воды мошенничество, мы их передали в МВД по подведомственности, а в остальных случаях мы приняли меры по возврату, обмену или возмещению», — сообщил Шаккалиев на брифинге в кулуарах пленарного заседания мажилиса.
При этом, отвечая на вопрос, как не стать жертвой мошенников, министр посоветовал покупать товары на отечественных маркетплейсах и соблюдать правил безопасности.
«Потребительская культура заключается в том, когда вы видите, что слишком заниженная цена или продавец ноунейм (неизвестный бренд — прим. ред), то не надо покупать там товары. Есть отечественные зарекомендовавшие себя площадки, надо работать через них. Понятно, каждый сам выбирает себе цену, но в погоне за дешевизной можно нарваться на мошенников», — добавил глава Минторговли.
Он также прокомментировал жалобы казахстанских бизнесменов на якобы недобросовестную конкуренцию со стороны известных российских маркетплейсов. Шаккалиев сообщил, торговые площадки, которые не соответствуют современным требованиям, должны уйти с рынка.
«Должны быть единые правила с учетом добросовестного поведения и конкуренции, то есть не должно быть так, что один налоги платит больше, другой придумывает разные способы (снижения налоговой нагрузки) — что это не услуги маркетплейса, а доставки товаров. Речь шла о неких принципах фэйр-плей (честной игры — прим. ред). В этой части мы поддерживаем такое обращение и посыл, что правила игры должны быть открытыми, а маркетплейсы не должны выдавливать продавцов под видом того, что они сами будут торговать», — отметил министр.
По его словам, в ближайшее время в парламенте пройдут обсуждения правил внутренней торговли, через которые планируется урегулировать деятельность маркетплейсов, в том числе и иностранных. Также в ведомстве не исключают создание отдельного отраслевого закона с учетом мнений представителей отрасли и позиции госорганов.
Касательно дополнительных налогов для иностранных маркетплейсов, которые требуют ввести местные бизнесмены, то Шаккалиев сообщил, что такой вопрос в ведомстве не рассматривают.
«Что касается налогообложения, наоборот, есть поручение президента — создать такую налоговую систему, которая бы стимулировала развитие предпринимательской активности, в том числе торговли. Поэтому никакого лоббирования, поддержки рынков со стороны министерства нет в вопросе налогообложение электронных торговых площадок. У нас вообще в повестке такого вопроса нет», — подчеркнул глава Минторговли.