Ozon будет продавать услуги как товары
Онлайн-ритейлер OZON запустил Ozon Услуги. Теперь пользователи могут найти не только смартфоны или плафоны, но и юридические консультации, ремонтные работы, экскурсии и даже тест-драйв Tesla. В ассортименте уже более 800 предложений в 12 категориях.
Сейчас Ozon Услуги доступны для 50% аудитории из Москвы, до конца марта раздел появится у всех жителей столицы. В течение апреля Ozon Услуги запустятся по всей России.
Купить услугу можно точно так же, как и любой другой товар: добавить в корзину и оплатить. После оформления заказа клиент получит инструкцию и уникальный код, который необходимо сообщить исполнителю.
Представлен практически неограниченный ассортимент услуг — спортивные тренировки, ремонтные работы, экскурсии и образовательные услуги, а также многое другое.
В разделе можно найти как онлайн-услуги, так и оффлайн, для которых исполнитель и клиент должны физически присутствовать в одном регионе.
Исполнитель регистрируется на площадке как поставщик услуг, создает карточки товара и платит комиссию за продажу (в большинстве случаев 5%). Ozon со своей стороны следит за добросовестностью и проверяет разрешительные документы, фиксирует стоимость услуг, отвечает за процессинг, контролирует факт и качество исполнения услуг.
«Мы продолжаем расширять возможности и удобство платформы как для клиентов, так и для бизнеса. Многие годы мы предлагаем покупателям широкий выбор товаров, а теперь готовы предложить им ассортимент услуг, в том числе комплементарных товарам. В отличие от других игроков рынка, мы не ограничиваемся конкретными категориями и максимально следуем логике маркетплейса, где широкий круг продавцов встречает безграничную аудиторию покупателей. Многие исполнители до сих пор используют только SEO-продвижение и performance-инструменты — теперь они получают органический поток клиентов, которые доверяют бренду Ozon и готовы заказывать “здесь и сейчас”», — говорит Сергей Петушков, директор Ozon Услуги.
Для продавцов услуг сервис работает точно так же, как и для продавцов товаров. Исполнитель регистрируется на площадке, создает карточки товаров с подробной инструкцией и проходит модерацию. Для большинства категорий услуг комиссия Ozon составит 5%.
Мнение
Продажа услуг для OZON’а совсем не новость. Ритейлер давно экспериментировал с продажей услуг. Два ярких примера: OZON.travel, который занимается билетами и путешествиями, и “OZON Доставка” (он же “О-Курьер”), который занимался доставкой.
Но эти проекты существенно отличаются от запущенной – доставка продавала “излишки” логистических мощностей, Travel занимался перепродажей.
Теперешняя модель максимально близка к маркетплейсу, позволяя сторонним продавцам размещать свои услуги.
Модель чрезвычайно хороша для для продавцов услуг и может стать очень эффективным каналом продаж. В отличие от товаров, когда у продавца минимальные шансы заняться допродажами, в маркетплейсе услуг потребитель будет соприкасаться с сервисом – там продавцам услуг и нужно будет заняться up-sell’ом и cross-sell’ом.
Для ритейлера модель хороша тем, что там почти нет логистики.
Забавно, что ранее Avito сообщил о планах по работе в формате маркетплейса. А Озон идёт от маркетплейса к классифайду.
У модели точно будут сложности.
- Услуги менее стандартизированы и сравнить их как аналогичные товары просто по цене не получится. Да и услуги совершенно одинаковые по описанию, но выполненные разными сервисами или даже мастерами могут цениться и оцениваться по разному.
- Услуга будет генерировать больше арбитража с продавцами и площадкой, так как услуга это продажа обещания и ожидания. Ожидания часто бывают обмануты полностью или частично.
- Формат маркетплейса с возможностью допродажи на месте сразу вызовет желание разметить предложение по демпинг-цене, чтобы “отбить” деньги на месте, что приведёт к тому, что “Ozon Услуги” могут превратиться в биржу купонов.
- В какой-то момент возникнет вопрос с лицензированием услуг, подлежащих лицензированию. Медицинские и образовательные в первую очередь. Возможно OZON получит штрафы, как он уже получал как “ледокол” отрасли.
- Конечно встанет вопрос, который задают всем агрегаторам: “Кто несёт ответственность?”. Вначале от потребителей, потом от проверяющих разного рода.
В любом случае, ритейлер получит свою долю денег и траффика классифайдов, а сервисы получат очень приличный канал.