Парадоксальным образом в России после начала мобизизации упал спрос на микрозаймы

Спрос на микрозаймы заметно снизился после объявления в России частичной мобилизации. Причем снижение затронуло все категории клиентов, а не только тех, кто потенциально может подлежать мобилизации. Компании отмечают и снижение качества заемщиков. Однако эксперты уверены, что негативные тренды на рынке продлятся пару месяцев, так как отрасль быстро приспособится к новым шоковым условиям.

Источник: КоммерсантЪ Перепечатка

Спрос на микрозаймы заметно снизился после объявления в России частичной мобилизации 21 сентября, показал опрос микрофинансовых организаций. По словам гендиректора МФК «Займер» Романа Макарова, количество полученных заявок на займы за последние семь дней ниже на 10% того количества, которое было в аналогичный период августа, а в сравнении с показателем сентября 2021 года — ниже на 9%.

«Начиная с 21 сентября мы видим снижение спроса на 12%. Также мы наблюдали кратковременное ухудшение качества клиентов»,— заявил директор по маркетингу Moneyman Андрей Грезнев.

«Количество клиентов, обращающихся за займом в офисы, снизилось на 14% относительно аналогичной сезонной динамики прошлого года»,— подтверждает тренд директор по рискам ГК Eqvanta Ион Болобошенку. Часть компаний наблюдают значительное сокращение доли досрочно погашенных займов. «Если за неделю с 14 по 20 сентября она достигала 31%, то с 21 по 27 сентября составила всего 17%»,— приводит пример гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.

В октябре стоит ожидать существенного замедления рынка, считают его участники, в том числе на фоне ужесточения скоринга со стороны кредиторов для избежания дефолтов. Одновременно снизится и спрос. «В октябре ожидаем снижения выдач не менее чем на 15%»,— оценивает председатель совета директоров финтех-группы Finbridge Леонид Корнилов.

Причина — в высокой неопределенности, когда люди опасаются планировать. Россияне давно уже живут в режиме экономии. Но мобилизация — новый шок — изменила привычное поведение клиентов, говорит Ион Болобошенку. Причем все опрошенные компании говорят о том, что эти тренды затрагивают заемщиков всех возрастов и любого пола. Часть заемщиков, потенциально подлежащих частичной мобилизации, опасаются выходить из дома и оставлять лишний раз свои данные в интернете, полагают участники рынка. Клиенты, которых мобилизация напрямую не затрагивает, опасаются потери дохода, роста цен на потребительские товары, дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране и, как следствие, так же перестают интересоваться заемными средствами, так как не могут прогнозировать свой доход даже на ближайшее время, уверены участники рынка.

По данным Национального бюро кредитных историй, в августе наибольшая доля заемщиков МФО пришлась на россиян в возрасте от 30 до 39 лет — 36,4%. Кроме того, на заемщиков в возрасте от 40 до 49 лет приходилось 18,3%. Вместе с тем доля заемщиков в возрасте от 25 до 29 лет занимала 16,7%.

Вместе с тем, по итогам опроса, проведенного экосистемой Unicom, мобилизация существенным образом не повлияла на потребительские предпочтения россиян. Оформить ссуду в текущем году при сохранении ставок и финансовой ситуации готовы порядка 55% опрошенных.

При этом снизилась доля тех, кто готов брать на себя существенное обременение в виде ипотеки и автокредитов.

Если в начале года эту возможность допускал каждый второй, то сейчас эта доля снизилась до 30–35%. Основная причина — невозможность спрогнозировать уровень дохода в перспективе 5–10 лет, отмечают эксперты Unicom. Рост неопределенности и новые правила от регулятора потребуют от МФО внесения изменений в стандартные модели, говорит главный аналитик «Иволга Капитал» Марк Савиченко. При этом он отмечает, что по опыту предыдущих шоковых периодов «рынку потребуется один-два месяца, чтобы привыкнуть к новым условиям».

0

Автор публикации

не в сети 2 дня

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4793Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий