Кадровый голод в курьерской доставке России глазами МАКС

МАКС (Межрегиональной ассоциации курьерских служб) собрала интересные факты из обсуждения кадрового курьерского голода на встрече ТПП. Ну, и несколько рабочих идей также упомянуты.

Бонусом для нас был ещё и термин “джоб-борд”, мы хоть и делаем аналитику сайтов поиска работы, но по странному стечению обстоятельств с ним впервые сталкиваемся. Хотя по некой созвучности этот термин неплохо отражает ситуацию по массовому рекрутингу в логистике.

 

Заседание рабочей группы Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экспресс-логистики состоялось 14 декабря и собрало более 70 участников. Темой встречи стало состояние рынка труда в отрасли: представители бизнеса обсудили текущий кадровый кризис и способы борьбы с ним. В дискуссии приняли участие рекрутинговые сервисы, hh.ru, «Работа.ру» и Kelly Services, компании DPD, «МастерДеливери», «СберМаркет», DostavkaGuru и другие организации, включая «Национальный совет такси». Кроме того, на заседании присутствовали представители центрального аппарата ГУ по вопросам миграции МВД России и отдельной комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП РФ по внешнеэкономической деятельности.

 

Как отметили участники встречи, пандемия и вызванный ей резкий рост онлайн-торговли отразился на рынке логистических услуг. Цифровизация и внедрение новых сервисов привели к тому, что компании начали активно пополнять штат. Однако сотрудников катастрофически не хватает.

 

По данным Центра занятости населения Москвы, сейчас количество вакансий, размещенных на рынке, превышает число кандидатов в 32 раза. В hh.ru, со своей стороны, заявили, что 2021 год заканчивается с цифрами, «которые раньше было сложно даже представить». Прирост по вакансиям составил 67%, в то время как активность соискателей увеличилась только на 12%. Как подчеркнула глава департамента аналитических бизнес-решений компании Наталья Данина, ситуация на рынке труда сложилась критическая. К ней привели, в первую очередь, отток мигрантов, уехавших в пандемию на родину, и рост смертности населения, в том числе из-за COVID-19. Наконец, сказалась демографическая яма, которую в 2021 году рынок почувствовал максимально остро: людей в возрасте 20-24 лет сейчас только 7 млн —  а это минимум за последние 11 лет. Именно поэтому Данина уверена: «делать ставку на молодых сейчас неправильно и слишком дорого».

 

Однако в сервисе «Работа.ру» считают, что проблема рынка труда не столько в нехватке молодежи, сколько в нецелевом обращении кандидатов. «В логистику сейчас приходится брать не тех, кто хочет работать, а тех, кто идет в нее либо от безысходности, либо для подработки. В первую очередь, это менеджеры среднего бизнеса, у которых сейчас нет работы», —  говорит заместитель генерального директора Александр Ветерков. Наконец, еще одна сложность для отрасли в том, как «закрываются» вакансии. В «Работа.ру» подсчитали, что за пандемию затраты на то, чтобы отобрать кандидата и нанять его выросли на 30%. Например, для найма на работу одного водителя нужно отсеять 130 человек, а если это менеджер по продажам, то придется рассмотреть по холодной базе кандидатов тысячу человек.

 

«Подбор как раньше не работает, необходимо практически все процессы – начиная от описания вакансии до онбординга, удержания сотрудников – пересматривать. И то, что еще прекрасно работало даже год назад, совершенно перестало работать сейчас», —  заявила на встрече территориальный директор Kelly Services Виктория Музычкина. Участники заседания сошлись в том, что для выхода из кадрового кризиса отрасли экспресс-доставки нужно заново наладить два процесса: трудоустройства персонала и его поиска.

 

Прежде всего, Музычкина рекомендует компаниям изменить подход к найму. Если раньше компании устанавливали определенные требования —  возраст, обучаемость, карьерные амбиции — и отказывали соискателю исходя из них, то теперь эти критерии нужно пересматривать в пользу обучения сотрудников. Кроме того, бизнесу нужно «ускоряться» — переходить на экспресс-рекрутмент. Как отмечает эксперт, если раньше процесс найма мог занимать до двух недель, то сейчас работодатели не могут себе этого позволить. «Надо сокращать, уплотнять и даже проводить какие-то этапы параллельно», — говорит Музычкина. Это позволит увеличить количество трудоустроенных и не потерять тех, кого компания точно готова брать на работу.

 

Еще один способ расширить базу кандидатов — не ограничивать их поиск географическим фактором. Так, все больше крупных логистических компаний в Москве и Санкт-Петербурге готовы перевозить сотрудников из других регионов или стран СНГ, предлагая им необходимые условия (проживание, питание и рыночную зарплату). К тому же интерес кандидатов к такому формату снова вырос —  люди готовы переезжать ради работы. Как заявил Павел Глухов, GR-директор «СберМаркета», создание соответствующей инфраструктуры поможет привлечь как кадры из внешней миграции —  из стран Евразийского экономического сообщества, так и из внутренних ресурсов — из других российских регионов. Таким образом, компании, например, смогут закрыть позиции в рамках линейного персонала в сфере доставки —  сфере, где сейчас самая высокая конкуренция за сотрудников.

 

При поиске таких сотрудников можно также задействовать дополнительные ресурсы —  помимо джоб-бордов стоит пользоваться услугами фриланс-рекрутеров на местах. Как отмечают в «Работа.ру», такой инструмент дешевле и зачастую эффективнее при поиске персонала в регионах.

 

По итогам встречи было принято решение, что площадкой, где участники логистической отрасли смогут системно решать проблемы, связанные с кадровым кризисом, станет МАКС. Организация планирует собрать в рамках специальной рабочей группы всех, кто сможет предоставить актуальную аналитику рынка труда, помочь бизнесу с наймом сотрудников и с их оформлением, в том числе с соблюдением миграционного законодательства. В состав рабочей группы войдут как компании, оказывающие услуги доставки, так и лидеры HR-рынка наравне с джоб-бордами и представителями комиссии по трудовой миграции Совета ТПП РФ.

«Наша задача —  собрать лучшие практики и кейсы от участников рынка, чтобы они могли не только восполнить нехватку кадров, но и не испытывать трудностей с их оформлением», —  говорит президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

 

Важно не только найти сотрудников, но и удержать их в компании. В МАКС надеются собрать лучшие практики в этой области как от HR-профессионалов, так и от логистических компаний, что, в свою очередь, поможет всем участникам рынка. Помимо этого, ассоциация намерена взаимодействовать с профильными ведомствами, предоставляя консолидированную позицию бизнеса по важным вопросам работы с персоналом.

 

0

Автор публикации

не в сети 32 минуты

Задорожный Сергей

26
Комментарии: 1Публикации: 1501Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий