СИМ-ы как яблоко раздора. Самокатчики против пешеходов?
Тема опасности самокатчиков и велосипедистов неожиданно была представлена весной 2024 как сюжет для дискуссии. Как это ни странно — это не просто предложенная тема, которая заслоняет намного более острые и травматичные темы, но и индикатор.
Расправа в Питере с самокатами, жёсткая регламентация курьерской доставки в Москве — это ещё одно свидетельство того, что заигрывание с городским активным меньшинством в мегаполисах закончилось. Мнение хипстеров неважно – кинотеатр “Соловей” снесли, капитан Немо погиб, городская среда не важна, креативные индустрии можно прикрывать – по трубе их не продашь, в дуло не зарядишь.
Кое-где по инерции будут ещё выставки, но “ночь в музеях” – уже чистая профанация – по записи, которая недоступна через секунды после открытия, бесплатные дни в музеях проходят по противоестественному графику и недоступны большинству.
В Питере можно свободно проводить ночь длинных эвакуаторов – никто уже ничего не скажет.
Да, и важно ли теперь это всё?
Вернёмся к нашим самокатам.
Опрос Авито
В преддверии лета Авито выяснил у жителей России, какой вид летнего транспорта они предпочитают, как относятся к развитию сопутствующей инфраструктуры и кого именно — самокатчиков или велосипедистов — рады видеть на улицах своего города. Выяснилось, что у велосипедистов поклонников в разы больше. Больше того, каждый второй россиянин поддерживает развитие велокультуры, 67% позитивно относятся к велосипедистам в городе, и 37% сами планируют провести лето на велосипеде.
Среди россиян у велосипедистов группа поддержки более многочисленная, чем у самокатчиков. 67% участников опроса хорошо относятся к тем, кто передвигается по городу на велосипеде, еще 26% — нейтрально. Кроме того, каждый второй хотел бы видеть велосипедистов в своем городе чаще и поддерживает развитие сопутствующей инфраструктуры. Негативно настроены к велосипедистам в городской среде всего 6% респондентов.
В то время как электросамокаты рады видеть в городе 30% респондентов и 42% имеют нейтральное отношение. А вот порядка 28% скорее негативно оценивают присутствие водителей самокатов в городе. За увеличение числа самокатчиков на улицах высказались 16%. При этом стоит отметить, что большинство респондентов, принимающих участие в опросе (68%), это пешеходы, которые с приходом лета не планируют «пересаживаться» на самокат или велосипед. Вторая по многочисленности группа, участвовавшая в опросе, — это водители велосипедов. Вообще опрос показал, что велосипед — любимый летний вид транспорта у россиян. Так, 37% респондентов планируют присоединиться к велодвижению в этом сезоне. А вот водить самокат этим летом будет всего 14% участников опроса: 9% выберут электроверсию, 5% — обычный самокат.
Основная площадка для поиска снаряжения — спортивные специализированные магазины, там делают покупки 47% россиян. Почти 30% выбирают онлайн-платформы, вроде Авито. К слову, продажи в течение апреля и начала мая на Авито выросли на 19% относительно марта 2024 года. Еще 9% получают велосипеды, самоката и прочее оборудование бесплатно от родственников или друзей. 8% выбирают для себя аренду.
Каждый второй участник опроса видит в выборе летнего вида транспорта вроде велосипеда и самоката пользу для здоровья. Почти 30% уверены, что важное преимущества такого передвижения — забота об экологии. Каждый пятый считает что велосипеды и самокаты помогают получить новые впечатления от прогулок и быстрее добираться на работу или учебу. 19% считают одним из основных преимуществ летних видов транспорта — экономию денег на проезд.
Власти против (а кое-где за) самокатов. Подробный обзор от Shopper’s
Штрафстоянка в Северной столице
В Санкт-Петербурге с 14 мая полиция начала проводить профилактическую операцию «Кикшеринг». Полиция изымает самокаты, припаркованные в неположенных местах — например, на тротуарах шириной менее 1,5 м, ближе 5 м от подземных переходов и 15 м от остановок общественного транспорта.
Только в первый ночной рейд полиция забрала 2200 самокатов. Их грузят в автомобили и отвозят на склад временного хранения, где сотрудники полиции проверяют их техническое состояние и безопасность использования.
Меньше чем за неделю количество эвакуированных самокатов перевалило за отметку в 6100, писала «Фонтанка». На стоянках находятся самокаты всей «большой тройки» российского кикшеринга — Whoosh, «Юрент», «Яндекс Go». При этом никто из сервисов обратно их еще не забирал. Получается, что на стоянках находится каждый девятый самокат в городе — общий парк в Санкт-Петербурге составляет 56 000.
Полиция возбуждает административные дела по статье КоАП «Самовольное занятие земельного участка», штрафы по которой для юридических лиц составляют 2-3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. Как подсчитал новостной портал 47news, в таком случае всем вместе операторам кикшеринга начислено 610 млн руб.
Помимо изъятия за неправильную парковку, в городе 22 мая начали действовать новые правила для самокатов. Власти запретили парковать самокаты на девяти участках городских набережных, увеличилось количество «медленных зон» — локаций в городе, где максимальная скорость самоката снижается с 25 км/ч до 15 км/ч. Также придется снижать скорость у некоторых станций метро в часы пик утром и вечером — с 7 до 10 и с 17 до 20.
Дополнительно дорожная полиция Санкт-Петербурга настаивает на том, чтобы запретить ездить на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) по тротуарам — для этого в городе есть велодорожки. По данным ГУ ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, из-за того, что самокатчики могут ездить по тротуарам, растет количество ДТП. За 2023 г. в городе произошло 178 аварий, один из пострадавших погиб. А с начала этого года зафиксировано 41 ДТП с участием СИМ.
Москва стоит особняком
В Москве ограничений на езду на электросамокатах по тротуарам вводить не планируется, заявил 22 мая мэр Москвы Сергей Собянин. «Надо, конечно, жестче контролировать тех, кто нарушает правила дорожного движения, но запрещать целую отрасль… Можно все запретить: велосипеды запретить, автомобилистов запретить, потому что они сбивают пешеходов, а можно пешеходов запретить, потому что они мешают автомобилистам», — прокомментировал Собянин.
О том же говорит и петербургский губернатор Александр Беглов. 14 мая он предложил запретить ездить на электросамокатах по тротуарам и площадям, ввести для них платные парковки, а еще обязать кикшеринговые компании быть налоговыми резидентами России. Как говорит Беглов, его предложения в ближайшее время передадут депутатам Госдумы.
За самокаты вступилась прокуратура
В Перми в апреле местные власти запретили парковку самокатов в центре и на 38 главных улицах города. На остальной территории города самокаты разрешили оставлять только на обустроенных велопарковках. Если же кикшеринговые компании оставят устройства, самокаты будут эвакуировать на штрафстоянку. А когда сервисы придут забирать устройства, с них возьмут по 1500 руб. за эвакуацию и еще по 100 руб. за каждый день простоя.
Как утверждал вице-мэр Дмитрий Галиханов, 75% жителей выступают за запрет электросамокатов в Перми. Практически сразу после того, как городские власти ввели эти ограничения, крупные операторы кикшеринга приостановили работу в городе. В приложении Whoosh указано, что в городе действует «запрет на движение», убедился Shopper’s.
Инициативу мэрии об ограничениях депутаты Пермской городской думы поддержали в конце марта. Но операторы кикшеринга не сдаются. Whoosh обратился с жалобой в прокуратуру, после чего та направила в думу протест на решение ограничивать парковку самокатов. По мнению прокуратуры, принятый нормативно-правовой акт нарушает федеральное законодательство, поэтому его требуется пересмотреть на ближайшем заседании думы.
Однако представитель прокуратуры на заседание 22 мая не пришел, поэтому обсуждение перенесли на июнь. «Мы находимся в диалоге с властями и выступаем с полезными инициативами, которые призваны помочь наладить работ так, чтобы всем участникам движения было в городе комфортно», — прокомментировал Shopper’s представитель Whoosh.
Не менее жестко регулируется движение самокатов в Сочи. На них запрещено кататься на территории 23 зон, в том числе парках, скверах и набережных во всех районах города. Как писал портал Sochi1, дополнительно прорабатывается вопрос о расширении зон запрета езды на самокатах, а также изъятие устройств, оставленных в неположенных местах, как в Санкт-Петербурге.
Запрет на передвижение по городу на электросамокатах разрабатывает и мэрия Екатеринбурга, писал в середине мая портал Ura. ru со ссылкой на источники во властных структурах. В документе, вероятно, будет указан список зон, где нельзя будет ездить на электросамокатах. По словам другого источника, мэрия в подготовке опирается на опыт Сочи.
Запрещают не все
В каждом городе, где работают сервисы аренды электросамокатов, действуют свои правила, помогающие организовать работу компаний безопасно и комфортно для горожан, говорит представитель Whoosh. Определено количество самокатов, действуют свои зоны снижения скорости и зоны запрета движения. «В каждом городе работы мы на связи с администрацией и выбираем оптимальные условия работы кикшеринга», — подчеркнул представитель сервиса.
В Саратове, например, запретили ездить по пешеходным зонам на улицах, где есть велодорожки. «Несмотря на формальный запрет, это умное и продуманное решение, которое, полностью соответствует ПДД и помогает развести потоки движения СИМ, пешеходов и машин, чтобы каждому было комфортно передвигаться», — говорит представитель Whoosh.
Тем не менее есть города и регионы, где власти, напротив, пытаются интегрировать сервисы аренды самокатов в городскую среду. Воронеж в марте 2024 г. первым в России утвердил городскую Дорожную карту развития кикшеринга. В ней город и сервисы аренды определили общее направление развития кикшеринга в городе, правовые аспекты работы компаний-операторов, развитие инфраструктуры и интеграцию СИМ в транспортную систему. Позже дорожные карты были приняты в Барнауле и Хабаровске, сообщил представитель Whoosh.