Некоторые размышления о стратегии и текущем состоянии маркетплейса AliExpress в России

ТГ канал с невнушающим солидности названием “Кремлёвский мамковед” выпустил материал с до крайности интересными рассуждениями о текущем состоянии и, главное, стратегии маркетплейса AliExpress. Мы склонны в чём-то согласиться с рассуждениями авторов, кроме некоторых пассажей

  • пожар и беды именно OZON’а мало влияют на AliExpress, аудитория мало пересекается. Главный конкурент Ali в России Wildberries. Вот когда весной у WB падала система, тогда Ali получил массу дополнительных заказов;
  • локальные продавцы были интересны Ali только как ширма и как PR инструмент. Главное было – обеспечить лояльное отношение покупателей и, особенно, государства к китайскому траффику. Ну, если российские селлеры ещё давали иногда лишние продажи – это хорошо, но не главное. Да и российскими их можно было назвать с некоторой долей сомнения. Часть этих продавцов продавала китайское.
  • авторы сетуют на сложности с доставкой, особенно сетуют на сроки доставки. Но, позвольте, в Китае по-прежнему масса локдаунов, большинство контейнерных перевозчиков категорически не одобряют наш образ действий на международной арене и присоединились к санкциям, восточные каналы загружены траффиком более важным для правительства и ритейла. И тут авторы негодуют, что сроки доставки увеличились на пару недель. Да, странно, что едет вообще что-то
  • курс рубля. Тут рассуждения авторов канала ничего, кроме иронии вызвать не могут. Неужели площадка, у которой убыток в 4,4 миллиарда рублей за год будет работать по официальному “нарисованному” курсу ЦБ РФ. Окститесь. Курс на Ali многими потребителями и экспертами оценивался как реальный курс рубля к доллару. У нас так-то СВО идёт

А так, да, и мина в виде менеджмента с разными интересами и странный набор собственников с часто противоположными интересами и общая беспомощность в том, чтобы предложить покупателю и селлеру ценность, которой нет у российских конкурентов и полное сосредоточение на развитии только через блоггеров и социальные сети – да, всё это и хоронит “российско-китайский” маркетплейс. И, да, и сокращение сотрудников и прекращение инвестиций в купленный KazanExpress – всё это говорит о консервации Ali в России и о возможном закрытии этого химерического проекта тоже намекает.

(благодарим за донат новости ТГ канал #чокак)

Прямая речь. Крёмлёвский мамковед

Инвестиции на $192 млн в AliExpress могут быть выброшены на ветер: такую сумму вложений недавно озвучила компания Alibaba, которой принадлежит 48% в СП «AliExpress Россия». Сгоревший склад Ozon дает много надежд российским бенефициарам «Алиэкспресса» – одним конкурентом меньше хотя бы на некоторое время, но в долгосрочной перспективе пожар на складе, какими бы ни были его причины, не даст выигрыша китайско-российскому маркетплейсу. Внутренние факторы, тормозящие развитие, оказываются сильнее.

Совместное руководство торговой площадкой сразу двумя генеральными директорами (Дмитрием Сергеевым со стороны России и Лю Вэем от Китая) не принесло плодов: они так и не смогли выстроить единую стратегию развития. Управленческий дуализм привел только к потере клиентов и убыткам.

Руководство маркетплейса так и не смогло определиться, на что делает ставку – на поставки из Китая или на работу с локальным поставщиками. Получается, что локальный бизнес даёт только 36% оборота – люди до сих пор не рассматривают «Алиэкспресс» как площадку, на которой можно показать товары из отечественных магазинов с быстрой доставкой. Это приводит к высокой зависимости от внешних факторов. Так, средний срок доставки товара из Китая после 24 февраля вырос с привычных 14-20 дней ещё на 10-12 дней. А гарантированый срок поставки растянулся почти на 3 месяца.

С другой стороны, руководство, прикладывая тщетные усилия для развития отечественного сегмента, забросило международное направление, сделав такие покупки дорогими и непредсказуемыми. Неопределенность вектора развития выражалась далее в том, что клиенты могли одновременно пользоваться двумя мобильным приложениями – старым и новым. Причем в старом до недавнего времени была доступна оплата через QIWI, а в новом – только рублеными картами по курсу, который понравится самому маркетплейсу.

Вскоре после начала «спецоперации» внутренний курс доллара поднимался до ₽178. Позже он опустился, но все равно было больше официального курса ЦБ – часто разница доходила до 20%. Но внезапно после полного запрета QIWI в течение июля держался относительно адекватны курс. Однако недавно все опять поменялось: теперь действует плавающий обменный курс, который может меняться до 3 раз за день. Клиенты просто не понимают реальную стоимость товара. Высокие и непредсказуемые цены, непредсказуемая доставка, непредсказуемое позиционирование на рынке – полный набор для того, чтобы потерять рыночную долю.

Несмотря на вложение $192 млн, дела у «AliExpress Россия» идут все хуже – в апреле под сокращение пропали почти 40% сотрудников. Либо до этого штат был неоправданно раздут, либо для спасения была выбрана стратегия максимальной экономии. Ни то, ни другое не делает чести топ-менеджерам. Как и чистый убыток на ₽4,4 млрд по итогам 2021 года.

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Задорожный Сергей

26
Комментарии: 1Публикации: 2180Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий