Магазинам не хватает продавцов

Ритейлеры столкнулись с острым дефицитом персонала, включая администраторов магазинов и кассиров. Розничные сети объясняют это целой массой факторов — отток мигрантов, демографическая яма 90-х, переход кадров в бурно растущий рынок онлайн-торговли. Компании стараются удерживать нынешний персонал повышением зарплаты и стимулирующих выплат, а нехватку людей компенсировать автоматизацией работы в зале. Но пока это не решает проблему полностью.

Источник:КоммерсантЪ

Перепечатка

О нехватке в магазинах линейного персонала, включая администраторов, кассиров, мерчандайзеров, “Ъ” рассказали несколько крупных ритейлеров. «Мы наблюдаем снижение количества предложений со стороны соискателей»,— подтверждает HR директор Fix Price Антон Максименко. В «Ленте» сообщили “Ъ”, что укомплектованность штата зависит от региона и составляет от 65% до 92%. В Decathlon уточнили, что испытывают дефицит персонала в крупных городах.

Тенденция подтверждается и данными сервисов по поиску работы. По подсчетам HeadHunter, в октябре число вакансий кассиров год к году выросло на 196%, до 32,9 тыс. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%. У SuperJob в октябре число вакансий кассира в FMCG-ритейле год к году выросло на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%. При этом у SuperJob число резюме по этим профессиям снизилось в целом на 12–17% за год. По сравнению с прошлым годом число желающих работать в рознице снизилось вдвое, констатируют в «VK Работа».

Антон Максименко объясняет нехватку персонала, в частности, дефицитом трудовых мигрантов и оттоком с рынка работников старшего возраста из-за опасений вокруг COVID-19.

Вице-президент Inventive Retail Group Ксения Васильева к этим причинам добавляет и демографический кризис 1990-х годов, в результате которого уменьшилось работоспособное население. Кроме того, по мнению коммерческого директора «Работа.ру» Владимира Корицкого, нехватка персонала в действующих магазинах может быть связана с открытием крупными ритейлерами новых точек.

Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что еще одним важным фактором, повлиявшим на дефицит кадров в отрасли, стал переток неквалифицированных кадров из розницы в онлайн-сегмент и курьерскую доставку. «Из-за роста интернет-торговли компании, нуждающиеся в курьерах, привлекают их более высокими ставками оплаты. Но, как ни странно, и этого недостаточно, так как сейчас наблюдается дефицит доставщиков»,— замечает он. В «Яндексе» сообщили, что не наблюдают снижения количества курьеров.

Впрочем, массовый исход кассиров в курьеры не подтверждается статистикой рынка труда, подчеркивает глава исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова. Одним из факторов остаются гендерные различия: среди кассиров, мерчандайзеров и администраторов магазинов преобладают женщины, а среди курьеров — мужчины. «Доля курьеров, пришедших к нам из розницы, не превышает нескольких процентов»,— сообщил представитель Delivery Club. По его словам, предложение агрегаторов дополняет рынок труда с точки зрения доступных населению способов заработка, не подменяя традиционные формы занятости.

Для сохранения имеющегося персонала, по словам господина Бурмистрова, ритейлеры вынуждены повышать заработную плату линейного персонала, повышать гибкость графика и снижать штрафные санкции.

В «Ленте» пилотируют новые подходы по премированию сотрудников, говорит представитель компании. В Fix Price также пересматривают зарплаты персонала, но привлекать новые кадры ставками выше рынка не спешат, так как гонка зарплат только увеличит инфляцию и в конечном счете ударит по игрокам рынка, объясняет Антон Максименко. Кроме того, по мнению Михаила Бурмистрова, ритейлу придется активно инвестировать в автоматизацию процессов, в том числе кассы самообслуживания и контроль выкладки на полках с помощью видеоаналитики.

Ритейлеры продолжат практику поддержки персонала, но говорить о полном замещении труда мигрантов в России такими методами пока рано, считает Владимир Корицкий. Опрошенные “Ъ” не берутся прогнозировать, когда наладится ситуация с кадрами, ссылаясь на пандемию. «Пока не будут решены вопросы с ввозом мигрантов на наш рынок — а это упрощенное получение разрешительных документов, снижение цен на авиабилеты, кадровая проблема решена не будет»,— уверен один из собеседников “Ъ” на розничном рынке.

 

Добавим ещё несколько замечаний к наблюдениям “Коммерсанта”

  • “Магнит” начал давать рекламу, которая рекламирует работу в сети. По-крайней мере, в радиорекламе такого рода он ранее замечен не был
  • ритейлеры пока только осваивают контекстную рекламу (или не могут состязаться с сайтами рекрутинга); реклама даётся по продавцам – 2 ритейлера из четырёх в “верхней выдаче”

работа продавцом 1

Кассиры – спрос не только в ритейл, но и в общепит. Ритейл – только одна позиция и снова ВкусВилл

работа кассиром

 

Дальше администратор магазина и мерчендайзер. Напрямую ритейлеры реклама не дают

работа администратором магазина работа мерчендайзером магазина

 

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Ecomhub

8
Комментарии: 0Публикации: 860Регистрация: 22-02-2019

Добавить комментарий