Рынок сборных грузов в России в 2024 году. Факторы развития и риски
Сегмент сборных грузоперевозок по итогам 2023 года продемонстрировал самую высокую динамику — +37,7% год к году. Этот рынок продолжит развиваться. О драйверах, толкающих его вверх, рассказал Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
От «бумаги» в «цифру»
Совершенствование рынка сборных грузов в 2024-м и последующих годах абсолютно точно невозможно без цифровизации, наблюдаемой повсеместно. Уже с марта 2022-го все стороны грузоперевозок могут перейти на электронный документооборот и оформлять соответствующим образом, например, транспортные накладные или путевые листы.
К тому же цифровизация делает отрасль прозрачнее. Это, возможно, один из главных плюсов ухода от «бумаги», предполагающих упрощение взаиморасчетов и увеличение их скорости, а также простоту отслеживаемости всех операций.
За IT-технологиями, в том числе в транспортных перевозках, как известно, будущее. Современные решения привлекают все больше и больше игроков отрасли. Но нужно быть готовым к тому, что из-за увеличения их числа вырастет и конкуренция.
А вот на внедрение искусственного интеллекта, по крайней мере в ближайшее время, рассчитывать едва ли приходится. Логистика — как транспортная, так и складская — одна из последних сфер бизнеса, принимающих и берущих в оборот подобные инновации. Использование ИИ если и возможно, то только в доставке на первой и последней миле, сборе заказов, проведении инвентаризации и других задачах, имеющих отношение к финансовой стороне вопроса.
Скорость решает
Все важнее для бизнеса становится быстрота перевозок. По результатам недавних исследований, минимальный срок доставки отправлений по России в 2023 году составил 4,6 суток. Подтверждением необходимости высокой скорости транспортировок служит рост спроса на услуги экспресс-доставок и увеличение грузооборота в этом сегменте.
Кроме того, основополагающими задачами для тех, кто хочет вырваться вперед станут гибкость и клиентоориентированность. Здесь решающими факторами будут минимальная цена и сокращение издержек.
Не останется стоять на месте и E-comm (маркетплейсы). Речь не только о сроках, но и точности доставки, а также оповещениях и соблюдении выполнения на 100% всех заявленных услуг.
Не до экологии
Так называемая ESG-повестка, похоже, уходит на второй или третий план в мире. А в России на фоне складывающихся внешнеполитических отношений — еще дальше.
Разумеется, вопрос состояния окружающей среды важен и не сбрасывается со счетов. Но, учитывая текущую ситуацию на отечественном рынке грузоперевозок, во главу угла его не поставишь. Тем не менее транспортные компании медленно, но верно переходят на те же электромобили (правда, для транспортировки грузов между складскими территориями) или более экологичные виды топлива. Но на этом пока все.
Риски
Риски на рынке сборных грузов останутся теми же:
- внешнеполитическая обстановка;
- рост цен;
- нехватка водителей, тягачей и полуприцепов.
При этом региональность потоков едва ли сильно изменится: 80% из Москвы, 20% из Санкт-Петербурга. Вместе с тем, вполне возможно, с увеличением местных федеральных производств, связанных с импортозамещением, будут образовываться новые предприятия. Думается, что быстрее всего это произойдет в областях опережающего экономического развития и свободных экономических зонах. Условно: к Татарстану присоединятся Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Ленинградская, Свердловская, Новосибирская области и Дальний Восток.