Общепит России, ТОП-10 игроков от INFOLine и ТОП-20 сетей общепита России в 2021 от Ecomhub
Общепит России децентрализованный, там много ноунейма. Посчитать его очень трудно. И это мы ещё про Питер не говорили. Но INFOLine пытается. Честь им и хвала. Ну, и разумеется Retail.ru, который в отличие от нас поехал на выставку и сделал слайды в фирменном для данных INFOLine стиле – фото с презентационного экрана.
Но странным образом в рейтинге отсутствуют несколько важных игроков, поэтому представим альтернативный рейтинг – ТОП-20 сетей общепита России в 2021 от Ecomhub.
UPD от 26 сентября. Более того, представитель Росинтер Ресторантс Холдинг ((“IL Патио” “Шикари” “Планета Суши” “Американский Бар и Гриль”, “Мама Раша”, TGI FRIDAYS, Costa Coffee) сообщила, что собственных и франчайзи точек на конец 2022 года было 222.
Рынок общественного питания в 2021 году достиг 2,8 трлн руб. и показал рост +26%, но по итогам I полугодия динамика упала до +1,4%. Об этом рассказала руководитель направления «Потребительский рынок» компании INFOLine Светлана Силенина на пленарной дискуссии «Общепит и точка»: динамика и тенденции развития отрасли в 2022 году.
Источник: Retail.ru Перепечатка
За последние 10 лет рынок вырос 1,5 раза, и если бы не пандемия, показатели были бы значительно выше, потому что рынок активно развивался, выходили новые игроки, появлялись новые концепции.
События, начавшиеся 24 февраля и 21 сентября, также станут сдерживающим фактором роста. В 2022 году траты на еду вне дома снизились примерно на 25% в сравнении с 2019 годом.
В структуре рынка 72% приходится на заведения общественного питания — кафе, рестораны, кофейни, фастфуд, пиццерии и т. п., из них 5% занимают заведения формата Grab&go. На питание в образовательных учреждениях приходится 14% рынка.
«Несколько лет назад в нашей стране была принята программа горячего питания в школах, и если в 2019 году на питание выделялось 30–32 млрд руб., в 2021 году — 59 млрд руб., то на 2022 год заложено 67 млрд руб., — рассказывает Светлана Силенина. — В эту программу могут встраиваться кейтеринговые компании и фабрики-кухни, способные приготовить по необходимым СанПиНам детскую еду. Возможности этого канала нельзя недооценивать». Производственные столовые в структуре рынка занимают 3%, питание в гостиницах — 5%, прочие — 6%.
В общем обороте большая доля — 25,9% — приходится на Москву и область. Это связано в первую очередь с тем, что в Москве проживает 14% населения нашей страны, доходы москвичей в среднем в 2 раза выше доходов среднестатистического россиянина. На Санкт-Петербург и ЛО приходится 9,4% оборота, следующий по доле Красноярский край занимает 4,3%.
Рейтинг топ-10 игроков по количеству заведений, составленный INFOLine по итогам 2021 года, выглядит следующим образом: KFC (1086), Макдоналдс (847), Burger king (808), «Додо пицца» (630), «Шоколадница» (444), «Теремок» (330), Domino’s (188), «Росинтер» (169), «Старбакс» (130), «Тануки» (76). Понятно, что по итогам 2022 года рейтинг будет выглядеть по-другому, так как международные бренды ушли с рынка.
Российский общепит мало консолидирован, если в FMCG на топ-10 компаний приходится более 57% оборота, то в общепите всего лишь 13%.
Альтернативный рейтинг от EcomHub – ТОП-20 сетей общепита России в 2021
Также как в и в рейтинге “Рейтинг продовольственных торговых сетей России по числу магазинов в 2022”, мы уверены, что главный показатель успешности сети, её закупочной силы, способности генерировать денежный поток является число точек, поэтому в наш рейтинг включены достаточно разные форматы – и стритфуд, и фастфуд, и casual food, и кафе
Данные по числу точек приведены на конец 2021, эти данные будут представлять интерес и для определения дальнейшей динамики числа точек после “чёрного 2022 года”.
Число точек 20 участников взято из данных INFOLine, остальное – наши данные.
Таблица. ТОП-20 сетей общепита России в 2021
NN | Сеть общепита | Число заведений в 2021 |
1 | Stardogs | 1257 |
2 | KFC | 1086 |
3 | McDonald’s | 847 |
4 | Burger King | 808 |
5 | “Додо пицца” | 630 |
6 | “Шоколадница” | 444 |
7 | Subway | 430 |
8 | “Теремок” | 330 |
9 | “Крошка Картошка” | 229 |
10 | Papa John’s | 211 |
11 | “Робин Сдобин” | 206 |
12 | Domino’s | 188 |
13 | Сinnabon | 177 |
14(10 место по уточнённым данным) | “Росинтер” (“IL Патио” “Шикари” “Планета Суши” “Американский Бар и Гриль”, “Мама Раша”, TGI FRIDAYS, Costa Coffee) | 169 (222 точки) |
15 | Starbucks | 130 |
16 | “Дядя Дёнер” | 120 |
17 | Prime Star (Prime) | 81 |
18 | “Тануки” | 76 |
19 | Pizza Hut | 70 |
20 | “Вилка-Ложка” | 50 |
Несколько замечаний
- Мы предполагаем позже представить сети, которые меньше на слуху у столичной аудитории, но очень сильны в Воронеже, Новосибирске и других регионах
- Нам жаль, но “Му-Му” не попадает в рейтинг по формальным признакам – 37 точек.
- В рейтинге специально оставлены прежние названия сетей до момента их ухода из России и последующих ребрендингов
- Мы будем признательны за конструктивные замечания и предложения по составлению рейтинга. Напишите по адресу zs@ecomhub.ru
- Рынок действительно консолидирован очень мало – ни один из игроков не занимает доминирующего положения. Эта картина разительно отличается от рынка сетей магазинов, где есть 3 игрока с подавляющей долей рынка и “хвост” из гораздо меньших участников.