Яндекс договорился по “колдунщикам”

Яндекс заключил мировое соглашение с компаниями, которые в 2020 году пожаловались в ФАС на злоупотребление доминирующим положением в поисковой выдаче и преимущественное продвижение его сервисов с помощью инструмента “колдунщики”.

 

Первым об этом сообщил Интерфакс

Об этом сообщил “Интерфаксу” источник, знакомый с деталями соглашения.

В частности, мировое соглашение было заключено с Avito, Wildberries, Profi.ru, 2ГИС и другими игроками на рынке.

С ФАС мировая на данный момент не заключена, уточнил источник.

Представитель “Яндекса” не стал комментировать эту информацию.

В рамках мирового соглашения “Яндекс” выплатит 1,5 млрд рублей в некоммерческую организацию “Российский фонд развития информационных технологий” – оператору господдержки разработки и внедрения цифровых решений в РФ. Средства будут выплачены в течение 10 рабочих дней после того, как суд утвердит мировое соглашение.

Также “Яндекс” разработал политику партнерской интеграции со своим поиском и заключил допсоглашение к действующим договорам с входящими в портфель интернет-группы проектами (“Кинопоиск”, “Вертикали”, “Медиасервисы”) об использовании “колдунщиков” в соответствии с этой политикой.

Помимо этого, компания опубликовала политику обеспечения непредвзятости своей поисковой выдачи и описание механизмов ранжирования в поиске.

“Яндекс” будет обязать выполнять партнерское соглашение в течение четырех лет с момента утверждения мирового соглашения судом.

Летом 2019 года сервисы Avito, “Дром”, Cian.ru, Ivi, Profi.ru, 2ГИС пожаловались, что “Яндекс” злоупотребляет доминирующим положением в поисковой выдаче. По их мнению, “Яндекс” уводит пользователей на собственные сервисы интернет-компании, не допуская конкурентов к использованию виджета. В связи с этим компании теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение собственных сервисов.

Например, по их словам, на запрос “купить авто” выдавались “колдунщики” с контентом сервиса “Яндекса” Auto.ru, а других предложений в этом блоке не было. По некоторым запросам результаты выдачи “Яндекса” полностью перекрывали пользователю возможность добраться до предложений конкурентов, указывал замгендиректора по правовым вопросам Ivi.ru Михаил Платов. По оценке представителя ЦИАНа, сторонние сервисы могли из-за этого недополучать 15-20% трафика.

Представитель “Яндекса” тогда заверял, что “колдунщики” “не имеют преимуществ перед результатами органической выдачи и не приводят к понижению каких-либо сайтов”.

Год спустя эти компании пожаловались на “Яндекс” в ФАС.

 

Комментарий Валерии Лебедевой из Коммерсанта

Один из самых больших споров на интернет-рынке близок к завершению. Мои источники утверждают, что «Яндекс» и коалиция ИТ-компаний, которая жаловалась Федеральной антимонопольной службе (ФАС) на дискриминацию своих сервисов в поисковой выдаче, готовятся подписать мировое соглашение. По его условиям, «Яндекс» откроет доступ к так называемым колдунщикам (обогащенным ответам в поиске) всем заинтересованным компаниям наравне со своими сервисами. А также «добровольно» выплатит 1,5 млрд руб. в Фонд развития информационных технологий. Тем самым «Яндекс» избежит 4,4 млрд руб. штрафа за нерыночное поведение.

И хотя участники коалиции, вместе и по отдельности, целый год винили «Яндекс» в монополизме на повышенных тонах, мировая меня совершенно не удивляет. У онлайн-сервисов исходно была сильная мотивация договориться, ведь дискриминация в поиске «Яндекса» бьет по их бизнесу здесь и сейчас, а разбирательство в суде могло длиться годами. Собственно, международная практика подтверждает, что такие дела быстро не делаются: в 2017 году Евросоюз взыскал с Google €2,4 млрд из-за приоритетного показа блока с Google Shopping после семи лет разбирательств. Не факт, что все противники «Яндекса» дождались бы счастливого финала в условиях сегодняшней конкуренции.

Плюсы для «Яндекса» менее очевидны: открыв бесплатный доступ к «колдунщикам» другим, компания лишает преимуществ собственные сервисы, которые получали аудиторию из поиска на лучших условиях. Но «Яндексу» нужно думать не только о конкуренции в онлайне, но и о своем будущем в офлайн-сегментах, которые он последовательно осваивает. Это уже не ИТ-компания в традиционном понимании: на недавней ежегодной конференции «Яндекса» его топ-менеджеры больше рассуждали про курьеров и водителей, чем про разработку. Вряд ли расширению на новых рынках способствовал бы имидж кровожадного монополиста, который перекрывает воздух более слабым конкурентам просто потому, что может.

Особенно это актуально в контексте периодически возникающих идей отрегулировать экосистемы. Только недавно глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина рассуждала, что экосистемы получают аудиторию и полный набор данных о ней, «словно покупая у аборигенов за бусы», то есть государство не собирается закрыть глаза на их повсеместное распространение.

Между тем и участники рынка, и аналитики признают, что будущее российских экосистем, включая «Яндекс», целиком зависит от госрегулирования, работа над которым в самом разгаре. В таких условиях компании нужен имидж цивилизованного, понятливого игрока, который эффективно устраняет «недоразумения», не давая регуляторам повода ужесточать условия своей работы.

0

Автор публикации

не в сети 45 минут

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4704Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий