АКИТ против. Против возможностей супераппов в предустановленных приложениях
Ассоциация компаний интернет-торговли просит ограничить функционал предустановленных на устройства россиян приложений в части доступа к маркетплейсам и агрегаторам объявлений. Такие возможности есть у «ВКонтакте», «Одноклассников» и «Яндекса». В ассоциации опасаются, что предустановка повлияет на популярность этих экосистем и приведет к монополизации рынка интернет-торговли. Разработчики приложений и эксперты считают, что технически ограничить функционал приложений невозможно.
Источник: КоммерсантЪ
Перепечатка
“Ъ” ознакомился с заключением Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) на проект поправок Минцифры к постановлению правительства о предустановке отечественных приложений от 18 ноября 2020 года. Согласно проекту, производители смартфонов, планшетов, компьютеров и телевизоров с функцией Smart TV должны будут обеспечить возможность удаления всех предустановленных приложений. Кроме того, вендоры смогут брать с разработчиков обязательных отечественных приложений плату за установку их сервисов на «более благоприятных условиях», чем софт самого производителя или владельца операционной системы.
Речь идет о приложениях с функциями супераппов (в них встроены в том числе маркетплейс товаров или агрегатор объявлений).
Такой функционал имеют, например, приложения соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и поисковая система «Яндекса», говорится в заключении АКИТ. По оценке ассоциации, бесплатная предустановка позволит этим приложениям увеличить число пользователей в дополнительных сервисах до 50% в течение трех лет. Включение маркетплейса в суперапп напрямую влияет на его популярность, а с учетом постоянно растущей доли мобильного трафика ситуация приведет к монополизации интернет-торговли двумя-тремя компаниями, опасаются в АКИТ.
Проект поступил в Минэкономики и будет «рассмотрен в установленном порядке», сообщили “Ъ” в пресс-службе министерства. В Минцифры сказали, что вопросы возможных предпосылок для дискриминации участников рынка «рассматриваются в рамках законодательства о конкуренции и решаются в установленном в нем порядке».
Предложения ассоциации странные и архаичные, заявил “Ъ” представитель Mail.ru Group (контролирует «ВКонтакте» и «Одноклассники») Сергей Лучин, «они не учитывают ни специфику соцсетей, ни дух закона о предустановке, ни современные способы взаимодействия людей». Из-за исключения маркетплейсов пострадают российские локальные проекты, которые получают доступ к новой аудитории, а также «обычные люди, которые размещают объявления». Инициатива может «ухудшить жизнь миллионов соотечественников, потому неприемлема», уверен Сергей Лучин. Приложения из списка технически не могут ничем отличаться от тех версий, которые пользователи устанавливают самостоятельно из магазинов приложений, добавили в «Яндексе».
В случае появления в обязательных для предустановки приложениях незаявленных коммерческих функций, уточнил он, вопрос будет вынесен на комиссию Минцифры. По мнению эксперта, для оценки уровня конкуренции среди приложений нужно привлечь ФАС.
Реализовать предложение АКИТ будет тяжело, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, «приложения сейчас содержат так много функций, что выделить часть из них затруднительно, даже в банковских приложениях можно покупать товары». Однако он признает, что предустановка софта с рядом функций, упрощающих привлечение пользователей в экосистему, дает преимущество компаниям. По мнению эксперта, выходом может быть расширение списка предустанавливаемых сервисов.