Пари от Ozon Express по сроку доставки. Потянут?
Ozon Express объявил о том, что кое-где в Москве будет доставлять готовую еду и FMCG товары за 15 минут. Серьёзный вызов для компании и приманка для самых нетерпеливых покупателей. Сейчас Ozon запустил пилотную доставку в трёх районах, а до конца года хочет запуститься ещё в 30, до конца 22 года будет покрыта Москва (правда пока не знаем, с новой Москвой или только внутри МКАД. Express после Москвы планирует экспансию в регионы с этой услугой.
Доставка за 15 минут продуктов питания, готовой еды и горячих блюд, а также FMCG-товаров уже доступна клиентам в районах Кунцево, Теплый Стан и Зюзино, в декабре новые зоны покрытия будут появляться почти каждый день. У клиентов, которые находятся в зоне супербыстрой доставки, на витрине Ozon Express появится тумблер «За 15 минут».
Формат 15-минутной доставки прежде всего удовлетворяет спонтанные и срочные потребности клиентов Ozon Express в свежих продуктах, готовой еде и FMCG-товарах, например, подгузниках и детском питании. В ассортименте мини-дарксторов около 2 000 товарных наименований, в том числе порядка 100 товаров под собственной торговой маркой – это готовые блюда, молочные продукты, мороженое, питьевая вода. Ассортимент будет расширяться в дальнейшем.
Отличительная черта мини-дарксторов Ozon Express – наличие кухни (dark kitchen), что позволяет супербыстро доставлять свежую горячую еду. Собственная фабрика-кухня Ozon Express обеспечивает dark kitchen и готовой едой, и ингредиентами для приготовления горячих блюд «из-под ножа».
«15-минутным форматом мы намерены закрыть потребительскую миссию «магазинов у дома». В числе наших преимуществ – СТМ и горячая еда. Теперь, если клиенту Ozon Express нужны продукты быстро, он сможет заказывать за 15 минут, если нужно много разнообразного ассортимента – он сможет заказать доставку в течение часа», – Марья Дей, директор по развитию новых форматов Ozon Express.
Попытка анализа и сомнения
Отметим, что стандарт (15минутной доставки) очень жёсткий. Он включает в себя множество параллельных и последовательных ограничений.
- Для выполнения нужна высокая плотность (dark kitchen). Чрезвычайно высокая плотность. Скажем, мы не сильно ошибёмся если скажем, что на такой стандарт нужно, чтобы тёмная кухня обслуживала площадь в 1 кв. километр. Пренебрежём многими условиями (пересечение дорогами, траффик и прочее) и даже ограничимся Москвой внутри МКАД – 879 кв. км. Получается, что нужно 879 dark kitchen. Хорошо, отбросим лесопарки, леса и парки, большие пустые промзоны и нежилые и неофисные, режимные зоны (никогда не думали, что военные части в Москве могут помочь сэкономить деньги инвестиционному проекту). Всё равно остаётся нужда в 350 кухнях. А если взять всю Москву – 2561,5 квадратных километра? Страшно представить. 350 локаций, каждая минимум на 250-300 квадратов со специфическими требованиями по расположению, требований к помещению, требований по подъезду – ух, мы не завидуем поисковикам площадок.
- Персонал – на каждую точку придётся брать до 8-10 человек минимум на саму точку без курьеров. Сборка нужна очень быстрая, чтобы уложиться в стандарт нужно собрать не дольше, чем за 5 минут. Идеально за 3. И это с очень непростой задачей не только собрать бакалею и гигиену, но ещё и упаковать еду. А за едой тоже нужно будет ухаживать – вряд ли готовить, но хотя бы разогревать и упаковывать.
- Курьеров потребуется очень много. Зависеть будет от траффика, но на вскидку на старте 7-15. Почему так много? Да потому, что нужно успеть за 10 минут доставить. Это будет означать, что 15 минутная точка всегда будет первой, маршрут с несколькими стопами, который так хорошо снижает расходы не подойдёт. А ещё? А ещё ни убер-модель по образу Яндекса и Delivery, ни свои курьеры не спасут от текучки курьеров. Стопов мало и плата курьеру за доставку на рынке, где потребитель привык к бесплатной доставке, будет небольшой, что даёт нам проблемы с поиском курьеров.
Поэтому самой важной специальностью в Ozon Express’е станет “уговариватель покупателя” из клиентского сервиса. Уговаривать он будет подождать.
Экономика не сходится на 15 минутной доставке пока никак. “Прибыль будет от эффекта объёмов” – скажут нам. Мм, при отрицательной юнит-экономике и стандарте доставки, который “убивает” возможность оптимизации, убытки на объёме будут только масштабироваться. Впрочем, у Ozon после IPO деньги пока есть.