“Кирпичи” против “электронов”. Офлайн-ритейл на маркетплейсы накатал телегу
Офлайн-ритейлеры жалуются на онлайн-площадки, указывая на неравные условия работы и преференции, дающие конкурентные преимущества маркетплейсам.
Это, как если бы извозчики написали письмо на таксистов о том, что те необоснованно пользуются преимуществами двигателей внутреннего сгорания, да и “воздух портют”
- Маркетплейсы считают, что работают по разным моделям, которые должны регулироваться по-разному.
- В распоряжении “Ъ” оказалось письмо президента Союза торговых центров России (СТЦ) Булата Шакирова, направленное в Минпромторг, Минэкономики, Минфин, ФНС и правительство РФ с просьбой предоставить меры поддержки для традиционных торговых сетей.
- В письме предлагается снизить ставку налога на имущество, ввести особый налоговый режим, привлечь самозанятых и ввести льготную ставку НДС или его отмену.
- В Минэкономики и ФНС не ответили на запрос “Ъ”, в Минфин и правительство письмо не поступало, Минпромторг пообещал рассмотреть обращение.
- СТЦ указывает, что маркетплейсы по сравнению с офлайн-ритейлерами имеют ряд преференций, из-за чего последние испытывают конкурентное давление.
- Маркетплейсы избегают ответственности за реализацию контрафактной продукции, перекладывая её на селлеров, тогда как ритейлеры за такие же действия подвергаются штрафам.
- Маркетплейсы могут избегать некоторых налоговых обязательств в виде НДС и налога на прибыль от продаж.
- Онлайн-площадки несут меньшие затраты на эквайринг и другие операционные расходы.
- Гендиректор сети “Стокманн” Геннадий Левкин считает, что маркетплейсы стали филиалами рынка “Садовод”, где много контрафактной продукции.
- Президент сети Baon Илья Ярошенко указывает на преимущество маркетплейсов из-за отсутствия НДС у многих селлеров.
- Вице-президент СТЦ Павел Люлин предлагает обнулить НДС для традиционной розницы на два-три года.
- В Wildberries, Ozon, “Яндекс.Маркете” и “Мегамаркете” не ответили на запрос “Ъ”.
- Президент АКИТ Артем Соколов заявляет, что никаких перекосов в налогообложении не наблюдается.
- По словам Артема Соколова, онлайн-площадки уплачивают налоги с собственных услуг, тогда как селлеры самостоятельно декларируют свои налоги.
- Магазины и маркетплейсы работают по разным моделям: магазины — по купле-продаже товара, маркетплейсы — по модели комиссии.
- Замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов указывает, что ведомство работает над совершенствованием законодательства по деятельности маркетплейсов.
- Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на заседании в Госдуме 10 мая заявил: “Деятельность офлайн-магазинов урегулирована законом, поэтому прозрачна, а вот к маркетплейсам много вопросов”.
- Партнер Nova Ink Павел Желновод считает, что нужно внести изменения на законодательном уровне для контроля ответственности маркетплейсов перед потребителями.
- По оценкам АКИТ, в 2023 году объём интернет-торговли в России увеличился на 28% до 6,4 трлн руб, доля e-commerce в общем объёме розничных продаж повысилась до 13,8%.