Тренды рынка DIY в коронакризис от “ВсеИнструменты”
Крупный игрок на рынке DIY (строительство и ремонт etc) “ВсеИнструменты” опубликовал данные о ситуации на рынке в период локдауна. Рынок упал на 30-70% при росте онлайна на 35-45%. Существенно перераспределился спрос на категории. Но есть много деталей.
Общие тренды
Аналитика рынка DIY по России в апреле 2020 года, по сравнению с 2019 годом, показывает следующее. Общее падение объемов продаж составило от 30 до 70% в зависимости от категории, выросла доля онлайн покупок – с 35 до 45%.
Увеличилась доля клиентов в сегменте B2C. Введенные во время пандемии меры спровоцировали увеличение количества доставок и онлайн-оплат и, как следствие серьезности ситуации с коронавирусом, выросли продажи товаров первой необходимости и средств индивидуальной защиты.
Рынок не смог оперативно отреагировать на возросший спрос – в результате произошло снижение качества работы контакт-центров и служб доставки из-за пиковых нагрузок на E-commerce.
Регионы
Изменения в категориях
Несмотря на общую отрицательную тенденцию на рынке, продажи ВсеИнструменты.ру в апреле 2020 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 39%. Спецодежда и средства индивидуальной защиты приросли в продажах на 112%, крепеж – на 129%, сантехника – на 110%, климатическое оборудование – на 92%. В то же время, реализация строительного оборудования упала всего на 9% – на фоне стремительного снижения объемов сбыта у поставщиков.
Поставщики
Статистика продаж по российским поставщикам товаров DIY показывает, что в среднем в мире снижение составило 25%, у российских партнеров – от 20 до 80%. Больше всех пострадали ритейлеры, которые использовали только офлайн-каналы продаж, работали преимущественно с сектором B2B и предлагали узкий ассортимент товаров.
Прогнозы
Согласно прогнозам ВсеИнструменты.ру, в прибыль после пандемии выйдут те компании, которые увеличат свою долю присутствия на рынке, будут активно заниматься маркетинговым продвижением бренда и стимулировать продажи, например, акциями и комплексными предложениями.
По мнению экспертов ВсеИнструменты.ру, активность клиентов B2C значительно снизится вследствие разрыва в доходах населения из-за массовых сокращений и нерабочих дней. Тем не менее, самоизоляция вывела в онлайн тех покупателей, которые привыкли покупать в оффлайне. Эксперты считают, что примерно 50% таких покупателей продолжать совершать покупки онлайн.
Активность сегмента B2B будет увеличиваться после просадки и придет в «новую норму» к концу 2020 года – в ноябре-декабре. При этом «новая норма» не достигнет тех объемов, как раньше – часть предприятий просто не сможет пережить кризис и будет вынуждена закрыться.
Падение уровня доходов населения приведет к тому, что товары премиум-класса будут вытеснены бюджетными аналогами. Такая тенденция наблюдается уже несколько лет, и пандемия только ускорила ее развитие. Для покупателя будет важно удовлетворить свои потребности, и бренд или люксовость будут играть далеко не первую роль.
Закрытие границ, удорожание туристических маршрутов приведет к тому, что люди будут оставаться дома и решать бытовые вопросы: заниматься ремонтом, обустройством. Тем не менее, по мнению экспертов ВсеИнструменты.ру, падение рынка DIY составит 10-20%.
Рынок DIY, в целом, будет предлагать более дешевые товары, а структура закупок сдвинется в сторону сегмента B2C и топовых позиций с высоким спросом. Ассортимент, как следствие, будет сужаться, преобладающими на рынке станут недорогие позиции.
ВсеИнструменты противостоят этому кризису гибкостью и созданием маркетплейса.