Ожидание спроса и рост цен на мобильную связь и интернет в постфевральской России

По итогам 2022 года рост цен на услуги мобильной и широкополосной связи составит 15–18%, прогнозируют в TelecomDaily. Представители операторов говорят, что уже состоявшееся повышение цен составило от 2% до 15%, но утверждают, что рост в любом случае не превышает инфляцию. Такое повышение, по оценке экспертов, не поможет в нужной мере нарастить средний чек на фоне увеличения расходов на инфраструктуру, что приведет к снижению маржинальности операторского бизнеса.

Между тем Минцифры прогнозирует сокращение расходов на связь до минимума.

Источники: КоммерсантЪ и “Кабельщик”

Цены на связь и интернет

Услуги связи в России за первую половину 2022 года подорожали в среднем на 10%, подсчитал для “Ъ” гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

По его прогнозу, до конца года мобильные и фиксированные операторы увеличат стоимость тарифов еще на 5–8%.

МТС поднял цены в зависимости от региона на большинство мобильных тарифов на 20–60 руб., рассказали “Ъ” в компании. Стоимость архивных тарифов на домашний интернет от оператора выросла примерно на 9%, то есть примерно на 60 руб. Изменение стоимости услуг связано с удорожанием содержания и строительства сетей, ростом цен на электроэнергию и услуги, которые оператор закупает у подрядчиков, пояснили в МТС.

«Ростелеком» повысил цены на услуги домашнего интернета в среднем на 2,5% по итогам первого полугодия, говорят в компании. «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ру») увеличил цены на 10–15%, уточнили в пресс-службе: «Оператор каждый год индексирует тарифы в пределах инфляции, до этого два года из-за пандемии мы не поднимали стоимость услуг». В «Акадо» (входит в «ЭР-Телеком») сообщили, что в этом году увеличили стоимость ряда архивных тарифов на 2–4%. Это только частично покрывает возросшие расходы оператора, добавили в компании.

В «Вымпелкоме» (бренд «Билайн») “Ъ” заявили, что не повышают цены «выше обозначенных регуляторами значений». В «ТрансТелеком» (ТТК) отметили, что «ценообразование связано с себестоимостью услуги, существенное влияние на которую оказывает законодательное регулирование». В региональном операторе «Мотив» (работает в Свердловской и Курганской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах) рассказали, что в этом году подняли цены на 5–10%. В «МегаФоне»Tele2«Скартеле» (Yota) отказались от комментариев.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в апреле опубликовала рекомендации операторам, по которым они могут без проведения проверок и расследований повышать цены на услуги на величину накопленной с начала года инфляции (на 1 августа инфляция в России в годовом выражении составила 15,3%).

В июне служба вместе с Минцифры решила проверить обоснованность резкого роста тарифов Tele2, который сообщил клиентам о росте цен на безлимитные пакеты почти вдвое — до 750 руб. После начала проверки оператор отказался от повышения.

Операторы в этом году столкнулись с повышением расходов на технологическую базу, персонал и сетевую инфраструктуру, необходимостью импортозамещения и усложнившейся логистикой некоторых видов оборудования и комплектующих, отметил руководитель коммерческого развития оператора «Обит» (работает в Москве и еще 80 городах) Кирилл Строганов. Многие провайдеры в течение двух лет пандемии практически не корректировали расценки, говорит аналитик «ТМТ Консалтинг» Ирина Якименко. «В этом году они начали постепенно регион за регионом поднимать цены, разброс повышения — от 5 руб. до 50–100 руб., у отдельных региональных провайдеров он достигал и 150 руб. Но поскольку индексация не затрагивает всю абонентскую базу провайдеров, среднерыночный рост ARPU (доход с одного абонента) не более 1–2% в квартал»,— поясняет госпожа Якименко.

«Главная задача операторов — увеличить средний чек, от которого напрямую зависит выручка»,— указывает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Для этого, по его словам, операторы вводят новые, более дорогие тарифы, но с большим количеством услуг, и повышают цены на дополнительные. Это можно назвать скрытым повышением цен, его посчитать уже сложно, пояснил Сергей Либин. И все же средний чек по итогам года вырастет меньше, чем инфляция, а рост расходов может несколько опережать рост выручки, то есть снизится маржинальность бизнеса, считает господин Либин, в связи с чем операторам придется активнее сокращать расходы.

Прогноз спроса на связь от Минцифры

Ведомство отметило, что пандемия 2020 года “скорее положительно” повлияла на деятельность провайдеров связи. После массового перехода на дистанционную работу и учебу, операторам пришлось усилить мощности для передачи траффика и диверсифицировать оказание услуг.

Однако события в начале 2022 года оказали противоположное действие, и их влияние будет продолжаться в ближайшем будущем. В связи с вынужденным сокращением расходов граждан и предприятий, многие начнут снижать расходы на услуги связи. Несмотря на то, что “отказ от привычных услуг связи рассматривается населением только в крайнем случае”, а в компаниях активно идет цифровизация и сохранятся зависимость от современных услуг и средств связи, существует вероятность, что пользователи и предприятия будут сокращать услуги до минимума и отказываться от дополнительных сервисов.

Однако события внешней экономики могут стать и причиной роста телеком-отрасли. В документе на портале нормативных правовых фактов сообщается, что рынок телекома достиг насыщения, ему требуются прорывные проекты или технологии, которые могут изменить “потребительские предпочтения и стать толчком к новому витку роста рынка”.

0

Автор публикации

не в сети 21 минута

Задорожный Сергей

32
Комментарии: 9Публикации: 4704Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий