Farfetch: история, крах, надежда
Более десяти лет Farfetch была глобальным розничным гигантом с миллиардными продажами. Но в последние месяцы онлайн-платформа, которая в 2021 году оценивалась более чем в 20 миллиардов долларов, борется за свое выживание.
Борис Преображенский начинает новый проект – теперь не видео, а тексты. Как правило, переводные о важных вещах в e-commerce.
“Теперь буду периодически публиковать в телеграм подобные переведенные материалы со своими комментариями. Пока – это проба пера, постепенно научимся делать красивее 🙂 “
Немного истории Farfetch, причинах краха и новом инвесторе. Думаю, эта история окажет очень серьезное влияние на весь рынок.
Более десяти лет Farfetch была глобальным розничным гигантом с миллиардными продажами. Но в последние месяцы онлайн-платформа, которая в 2021 году оценивалась более чем в 20 миллиардов долларов, борется за свое выживание. Цена ее акций рухнула, ходят слухи, что ее основатель пытается вернуть компанию в частные руки, и появляются сообщения о том, что ей может потребоваться финансовые вливания, как минимум, в 500 миллионов долларов к концу года, чтобы избежать банкротства.
У Farfetch есть несколько известных инвесторов, включая Alibaba, китайского технологического гиганта; Artemis, холдинговую компанию миллиардерской семьи Пино, владеющей Kering; и Richemont. Акции компании потеряли около трети своей стоимости на этой неделе, в какой-то момент упав до рекордно низкого уровня в 60 центов, что оценило фирму примерно в 250 миллионов долларов.
Как Farfetch упала так низко и так быстро? Кто может вмешаться и спасти ее? И кто пострадает, если она рухнет?
Что такое Farfetch?
Farfetch появилась в 2007 году как электронная торговая площадка для модных магазинов. Это означало, что покупатель в Лондоне мог купить сапоги в независимом магазине в Париже, или клиент в Пекине мог найти сумку, которой не было в наличии локально, в магазине почти в 5,000 милях в Венеции. Сегодня компания работает более чем с 550 модными бутиками в 190 странах.
По мере роста интереса потребителей к покупке роскошных товаров в Интернете, компания начала напрямую сотрудничать с модными брендами для создания их веб-сайтов и бэк-энд операций. Через Farfetch Platform Solutions компания теперь предлагает ряд услуг электронной коммерции брендам, таким как Burberry и Ferragamo, а также универмагам, таким как Harrods и Bergdorf Goodman.
В 2015 году Farfetch приобрела Browns, лондонский модный бутик, а в 2018 году компания, тогда описываемая как “Amazon моды”, вышла на публичное размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Кто основал Farfetch?
Жозе Невеш, 49-летний португальский предприниматель, впервые вошел в модный бизнес в 1996 году с брендом обуви под названием Swear. На протяжении многих лет он считался в модной индустрии революционным гуру, который мог направить бренды к успешным цифровым стратегиям — и, как результат, накопил личное состояние, оцениваемое примерно в 2,5 миллиарда долларов.
На протяжении многих лет Жозе Невеш считался в модной индустрии революционным гуру, который мог направить бренды к успешным цифровым стратегиям. Farfetch является публичной компанией, но Невеш все еще владеет 15-процентной долей и 77 процентами голосующих прав через структуру акций двух классов.
Приносит ли компания прибыль?
Farfetch взимает комиссию более чем в 30 процентов от продаж за предоставление запасов ритейлеров почти миллиону активных клиентов. Компания впервые достигла прибыльности в 2021 году, но с тех пор ей трудно поддерживать стабильное финансовое положение.
Когда начались проблемы?
Аппетит люксового ритейлера к риску стал очевиден в 2019 году, когда более 2 миллиардов долларов были стёрты с рыночной стоимости компании за один день после неожиданного для инвесторов приобретения итальянской холдинговой компании New Guards Group за 675 миллионов долларов. New Guards Group владеет лицензией на модный бренд Off White и такие бренды, как Palm Angels, и сообщила о больших убытках, чем ожидалось.
Невеш защищал эту покупку, утверждая, что Farfetch все еще находится в фазе роста, но критики считали это дорогостоящим отклонением от первоначальной стратегии Farfetch, ориентированной на беззапасный инвентарь и логистику. Компания также владеет долей в размере 200 миллионов долларов в американском универмаге Neiman Marcus.
Тем не менее, несколько крупных игроков в модной индустрии сохранили веру в Farfetch. Alibaba и Richemont поддержали Farfetch через сложное партнерство, в рамках которого каждый из них вложил в компанию по 300 миллионов долларов, а еще по 250 миллионов долларов за 25-процентную долю в ее китайском филиале. Рыночная стоимость компании достигла пика в 23 миллиарда долларов в начале 2021 года, когда люксовые покупки взлетели во время пандемии.
С тех пор возникли серьезные проблемы. Операционные расходы возросли по мере масштабирования компании. В этом году, по результатам второго квартала Farfetch, подразделение New Guards показало 40-процентное падение продаж, несмотря на широко отмеченное партнерство с Reebok, объявленное ранее в том же году. Farfetch также сообщила о долге в 1.15 миллиарда долларов за фискальный квартал, закончившийся в июне.
Произошли и крупные изменения в широком модном ландшафте. Многие крупные бренды стремятся получить больший контроль над своими операциями электронной коммерции и распределения, частично чтобы избежать скидок от третьих сторон, таких как Farfetch. Также наблюдалось замедление на глобальном рынке роскоши, особенно в ключевых рынках, таких как США и Китай.
Что произошло недавно, чтобы усугубить ситуацию?
В прошлом месяце доверие инвесторов было подорвано после того, как Farfetch объявила о переносе публикации своих последних квартальных результатов, заявив, что “в настоящее время не будет предоставлять никаких прогнозов или рекомендаций, и на предыдущие прогнозы или рекомендации больше нельзя полагаться.”
Это объявление вызвало падение акций Farfetch, спустя два года после пика рыночной стоимости компании, её рыночная стоимость сократилась до менее чем 238 миллионов долларов, при этом её акции потеряли более 97 процентов своей стоимости с момента первичного публичного предложения.
Сложная сделка, объявленная в августе 2022 года, в рамках которой Farfetch планировала приобрести 47,5 процента акций Yoox Net-a-Porter, своего конкурента у Richemont, вероятно, будет пересмотрена в свете кризиса, охватившего Farfetch.
Могут ли быть решены проблемы?
Невеш предпринимает шаги для улучшения положения компании. В этом году Farfetch закрыла свой косметический бизнес и уволила 11 процентов своих сотрудников в рамках того, что г-н Невеш описал на телефонной конференции по результатам как самые значительные меры по сокращению затрат в истории компании. Также в отрасли ходят слухи, что он пытается продать Browns и ритейлера косметики Violet Grey.
Но цена акций продолжает падать, и крупные инвесторы, такие как Richemont, заявили, что не будут предоставлять дополнительный капитал. В этом месяце Дж. Майкл Эванс, президент Alibaba, ушел из совета директоров Farfetch.
Теперь британские бизнес-СМИ сообщают, что Невеш ищет инвестора-спасителя, который помог бы вернуть компанию в частные руки. Сообщается, что в переговорах с Farfetch участвуют Apollo Management и первоначальный частный инвестор Кармен Бускетс.
Компания также сталкивается с судебными исками, юридические фирмы призывают инвесторов подавать в суд на Farfetch за предоставление, по их мнению, вводящей в заблуждение информации акционерам о состоянии её бизнеса.
Что произойдет, если их не решить?
Компания будет вынуждена подать заявление о защите от банкротства или быть ликвидированной.
Почему это важно?
Выживание Farfetch может повлиять на то, как потребители делают покупки в сфере моды. Это связано с количеством крупных брендов, которые являются клиентами её электронной коммерции — хотя большинство из них, вероятно, могут обратиться к конкуренту. Однако такой переход будет более сложным для 700 меньших бутиков и тысяч независимых дизайнеров, которые полагаются на Farfetch. Потребители привыкли делать покупки роскошных товаров одним кликом. В этой сфере существуют и другие игроки. Но если Farfetch не будет существовать для обеспечения многих из этих продаж, цифровой опыт покупки роскоши может значительно измениться, поскольку бренды и продавцы будут спешить найти новый способ ведения бизнеса в Интернете.
18 Декабря 2023
Farfetch была продана южнокорейскому электронному торговому гиганту Coupang. Согласно заявлению от понедельника, сделка обеспечит онлайн-гиганту $500 миллионов чрезвычайного финансирования.
Сделка, которая ожидается будет завершена в начале следующего года, позволила Farfetch избежать банкротства после замедления рынка роскоши, ошибок в слияниях и поглощениях и высоких затрат на долг, которые поставили под угрозу операции платформы, рискуя последствиями для партнерских бутиков и брендов.
Однако сложная сделка Farfetch с Richemont о приобретении 47,5 процентов акций Yoox-Net-a-Porter была прекращена, согласно информации от лица, непосредственно осведомленного о ситуации.
Продажа Coupang произошла после нескольких недель поисков спасителя, готового предоставить достаточно капитала для поддержания работы Farfetch на фоне ухудшающегося финансового положения и растущих сомнений в будущем пионерской роскошной торговой площадки. Тот факт, что спаситель пришел извне, а не от одного из многих высокопрофильных покровителей, является признаком того, насколько серьезной стала ситуация.
28 ноября Farfetch отменила запланированное объявление квартальных результатов и сообщила инвесторам игнорировать предыдущие финансовые прогнозы после отчета в The Telegraph о том, что главный исполнительный директор компании Жозе Невеш ведет переговоры с крупными акционерами, включая Alibaba и Richemont, а также JP Morgan о приватизации компании. Ранее BoF сообщал, что Farfetch исследовал другие варианты, включая привлечение новых инвестиций от существующих партнеров и продажу активов, таких как инкубатор брендов New Guards Group, но финансовая помощь еще не была обеспечена.
Эти переговоры, однако, зашли в тупик. Richemont быстро выпустил заявление, сказав, что не будет дальше инвестировать в Farfetch, и один из руководителей Alibaba ушел из совета директоров площадки. В последние дни Невеш искал широкие возможности для чрезвычайного финансирования, необходимого для предотвращения банкротства, включая переговоры с Apollo Global Management.
Теперь у Farfetch есть хороший инвестор с деньгами и верой в ее модель рынка. Известная как южнокорейский ответ на Amazon, Coupang сообщила о чистом доходе в размере 20,6 миллиарда долларов в 2022 году и является одним из немногих местных гигантов, успешно защищающих свой внутренний рынок от Amazon и Alibaba. Однако, как и Farfetch, компания еще не приносит прибыли. Ее акции упали почти на 75 процентов с момента первичного публичного предложения в 2021 году.
Сразу после объявления о сделке в понедельник Невеш предпринял шаги, чтобы уверить сотрудников и поставщиков, что в Farfetch все по-прежнему.
В понедельник Невеш сообщил сотрудникам, что Farfetch будет «продолжать стремиться к нашей конечной цели стать определяющей технологической платформой для индустрии роскоши», согласно внутреннему меморандуму.
Однако финансовые спонсоры Farfetch вряд ли смогут вернуть свои инвестиции. В меморандуме также говорится, что акции всех акционеров, включая сотрудников, были аннулированы в результате сделки.
В заявлении Richemont сказано, что она не ожидает возврата займов на сумму 300 миллионов долларов, которые она выдала Farfetch. Хотя кредит в размере 500 миллионов долларов позволяет Farfetch избежать неплатежеспособности, у компании все еще есть около 2,8 миллиарда долларов финансовых обязательств, включая конвертируемые облигации, согласно оценкам Bernstein. Это также включает более 1 миллиарда долларов срочных займов, таких как кредитная линия на 200 миллионов долларов, взятая в сентябре.
Судьба бизнесов Farfetch за пределами ее основного рынка, включая реселлера кроссовок Stadium Goods, британский универмаг Browns и оператора Off-White New Guards Group, также неизвестна.
Каким будет бизнес Farfetch дальше, пока сложно предположить, но произошедшее наглядно демонстрирует ситуацию на рынке и отсутствие глобальной веры в него со стороны инвесторов, что точно скажется на огромном количестве других международных и локальных екомерс проектах.
Борис Преображенский, https://t.me/praktikadaysonline
Источники: nytimes.com и businessoffashion.com