Казахстан и перецепка. С января могут быть несовместимы. При чём тут “параллельный”
Коллеги из Seller Den вчера опубликовали материал об угрозах логистике или даже параллельному импорту через Казахстан. Дадим несколько комментариев.
- Казахстан действительно несколько раз говорил, что будет соблюдать санкции. Будет проверять давал ли производитель разрешение на поставку своего товара в Россию и Беларусь. Это факт определённый и от перецепки не особенно зависимый. Хотя перецепка и временное хранение на складах может помогать “путать следы”. Интенсивность работы по проверке будет зависеть от трёх факторов:
- первое – активности самых производителей и дистрибуторов по борьбе с параллельным импортом – то есть, если производитель захочет по настоящему и приложит усилия – то может порядочно уменьшить поток через Казахстан – захочет ли и приложит ли усилия;
- Действий государств инициаторов санкций – если Штаты или Европейский Союз захотят усилить соблюдение санкционного режима, они смогут “попросить” Казахстан, он совсем не против пойти навстречу, потому что понимает за что введены санкции, а получить бонусы за их соблюдение будет только рад
- Третье и самое маловероятное – “плюшки, которые может предложить Россия за закрывание глаз на некоторую часть параллельного импорта
2. Казахстан действительно пострадал от решения России и Белоруссии о том, что перевозчики из недружественных стран не будут допущены к транзитной доставке через Россию. Цена увеличивается, сроки доставки сильно возрастают.Дорогая и долгая логистика – причина введения на перецепку и временное хранение, а послабления – это осознание неизбежного, что Россия и Белоруссия не одумаются. Это очень большая проблема. Хорошего выхода из этой коллизии нет. Зачем об этой проблеме пишут как об угрозе параллельному импорту – непонятно. По существу, это большая проблема для Казахстана и российско-казахстанских отношений. Эта коллизия может только стать предметом торга.
Источник: Seller Den (VC) Перепечатка
Казахстан с января может перекрыть для России параллельный импорт и перевозки из Европы
Давайте по порядку. Параллельный импорт, как известно, в России узаконили в этом году. Действует вполне рабочая схема, по которой можно ввозить в страну лицензионные товары из-за рубежа без разрешения правообладателей. Еще в марте 2022 года Минпромторг РФ составил список из 90 наименований, по которым снял запрет на ввоз товаров параллельного импорта в страну. В их числе – одежда, обувь, косметика, запчасти, техника, оборудование и материалы.
Параллельный импорт может в Россию,может уменьшиться из Казахстана.
Представители Министерства торговли и интеграции Казахстана не раз заявляли, что их страна продолжит выполнять принятые на себя международные обязательства. В Казахстане действует право на дальнейшую перепродажу товара в государствах-членах Евразийского экономического союза (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения) без согласия производителя только в том случае, если товары были ввезены на территорию одного из государств-членов ЕАЭС самим производителем товара, или с его согласия дистрибьютером. Другими словами, таможенники Казахстана и в 2023 году будут обязаны проверять происхождение товаров на границе.
Тем временем, в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков настоятельно рекомендуют отказаться от перевозок грузов в Казахстан после перецепки/перегрузки на российских или белорусских складах временного хранения и исключить с 1 января 2023 года въезд на территорию Казахстана транспортных средств, выполняющих такие перевозки. Причина – завершение периода, когда действовали удобные для российских, а также белорусских перевозчиков послабления.
КАК БЫЛО
Во многих странах, в том числе и в Казахстане, есть правило для перевозчиков. Согласно ему, не допускается доставка грузов в страну, если в процессе перевозки на территории третьей страны была выполнена перецепка или перегрузка на транспортное средство, зарегистрированное не в стране первого перевозчика. Проще говоря, доставку грузов в страну должен выполнять единый на всем маршруте перевозчик или хотя бы перевозчики из одной страны регистрации. Сейчас грузоперевозки между Россией, Беларусью и странами ЕС происходят именно по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне. Довольно часто грузы в Казахстан доставлялись с перецепкой/перегрузкой, противоречащей правилам. Из-за этого у российских и белорусских перевозчиков возникали проблемы. Нарушение влечет за собой задержание транспортного средства до уплаты серьезного штрафа: 612,6 тыс. тенге (около 81,3 тыс. рублей) — для водителя и 1 млн. 531,5 тыс. тенге (почти 203 тыс. рублей) — для юрлица.
КАК СТАЛО
Впрочем, летом этого года Россия, Беларусь и Казахстан договорились о временных послаблениях. С июля 2022 года для перевозчиков из ЕАЭС был снят запрет на доставку грузов в Казахстан с перецепкой/перегрузкой. Практически полгода перевозчики из ЕАЭС, в том числе из России и Беларуси, могли доставлять грузы в Казахстан с перецепкой в пути без риска быть за это оштрафованными. Однако это послабление вводилось только до 1 января 2023 года.