Переименованный в России в “Яков и партнёры” McKinsey & Company тоже вышел с оценкой российского eCommerce
eCommerce теперь считают все. Там где раньше гордо парил Data Insight теперь размер рынка оценивают и АКИТ, и Infoline, а теперь ещё Яков и партнёры.
📊 Российский e-commerce вырос в 7,5 раза за пять лет
По данным исследования «Яков и партнёры», с 2019 по 2024 год объём онлайн-торговли в России увеличился с 1,7 трлн до 12,6 трлн рублей, а её доля в общем обороте розницы выросла с 5% до 23%.
🔹 Маркетплейсы остаются главным драйвером, но темпы их роста замедляются
Совокупный оборот крупнейших площадок вырос в 20 раз, а их доля увеличилась с 23% до 64%. Однако если раньше ежегодный прирост превышал 100%, то в 2024 году он составил лишь 54%.
💡 Причины замедления роста маркетплейсов:
🔸 Эффект низкой базы – после активного роста в малых городах потенциал дальнейшего расширения сокращается
🔸 Дефицит логистической инфраструктуры – в IV квартале 2024 года селлеры Wildberries столкнулись с проблемами поставок на склады и ростом логистических комиссий, сложности возникали также у Ozon и «Яндекс Маркета»
🔸 Ограничение потребительского кредитования – снижает темпы продаж непродовольственных товаров
📌 Что говорят эксперты?
Михаил Бурмистров, гендиректор «Infoline-аналитики», отмечает, что маркетплейсы могли бы показывать более высокие темпы роста, если бы не проблемы с логистикой: «Особенно заметно это у Wildberries, у которого селлеры в IV квартале испытывали сложности с поставкой товаров, а также сталкивались с ростом логистических комиссий».
💡 Как чувствуют себя нишевые площадки?
По данным исследования, омниканальные ритейлеры, DTC-бренды и нишевые маркетплейсы растут медленнее – в среднем на 28% в год. Однако они успешно удерживают позиции в специализированных категориях, таких как:
✅ Бытовая техника
✅ DIY
✅ Автотовары
✅ Премиальная одежда и обувь
📈 Какие сегменты e-commerce растут быстрее всего?
🔹 В 2024 году наибольшая доля продаж пришлась на fashion, бытовую технику и электронику, но самые динамичные категории оказались:
✅ FMCG
✅ Автотовары
✅ E-pharma
📊 Как изменился баланс между селлерами и интернет-магазинами?
▪️ В 2024 году число новых интернет-магазинов в 2,5 раза ниже, чем количество селлеров на маркетплейсах
▪️ Менее 3% селлеров достигают месячного оборота от 2 млн руб.
📌 Вывод:
По данным «Яков и партнёры», российский e-commerce продолжает расти, но его структура меняется: маркетплейсы столкнулись с логистическими ограничениями, нишевые игроки закрепились в узкоспециализированных категориях, а FMCG и e-pharma стали новыми точками роста.
Источник: Ведомости