Более половины “синих воротничков” в России встревожены
Более половины синих воротничков в России встревожены финансовой нестабильностью и своим положением на рынке. 92% представителей рабочих профессий не имеют достаточных накоплений на случай потери занятости.
“Синий воротничок” (англ. blue-collar worker) — понятие, обозначающее принадлежность работника к рабочему классу, представители которого, как правило, заняты физическим трудом с почасовой оплатой. Синие воротнички противопоставляются белым воротничкам, которые не занимаются физическим трудом.
Маркетплейс для работы с самозанятыми YouDo Бизнес и крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провели исследование, посвященное синим воротничкам и бизнесу. Аналитики выяснили, какие факторы вызывают наибольшую обеспокоенность среди представителей рабочих профессий, а также узнали о планах российских компаний в нынешних экономических условиях. В исследовании приняли участие более 3 500 респондентов-представителей рабочих профессий и 420 компаний.
Больше половины синих воротничков в России сегодня переживают из-за финансовой нестабильности и вопроса обеспечения своих семей (57% и 47% соответственно). Кроме того, значительная часть специалистов говорит о неопределенности — 44% исполнителей беспокоятся из-за невозможности предугадать свое положение в ближайшем будущем. Почти треть опрошенных заявили, что их тревожит возможная безработица, а еще 15% озадачены вопросом востребованности своей профессии в нынешних условиях.
Возможная потеря подработки и дохода из-за экономической нестабильности тревожит 42% синих воротничков в России. Четверть респондентов сообщили, что стараются об этом не думать, поскольку никак не могут повлиять на ситуацию. Треть представителей рабочих профессий сохраняет оптимизм и верит, что безработица и финансовые трудности их не коснутся.
45% синих воротничков заявили о готовности освоить новые профессии и пройти дополнительное обучение, если их доходы будут снижаться. При этом 42% опрошенных поделились, что уже сегодня готовы брать дополнительное количество заказов, чтобы поддерживать свой уровень жизни, а еще четверть планирует работать без выходных, если наступят сложности. Лишь 7% респондентов сообщили, что не готовы что-либо менять, поскольку и так работают на пределе своих возможностей. Кроме того, четверть исполнителей заявили, что за последние месяцы их трудовая нагрузка сильно выросла, для 47% она осталась на прежнем уровне, а почти для трети — сократилась.
Около половины представителей синих воротничков не имеют финансовой подушки безопасности (49%), еще у 43% есть накопления, однако их недостаточно для того, чтобы не переживать о временной потере заработка. Только 8% исполнителей рассказали о том, что долго откладывали и уже имеют запас средств на черный день.
«Сегодня для специалистов как никогда важно умение быстро осваивать новые навыки. На западе уже несколько лет видна тенденция к переходу из “синих воротничков” в “новые воротнички”. На фоне экономических проблем пандемии представители рабочих профессий озадачились своим положением на рынке труда и решили пройти переобучение. То же самое происходит и в России сейчас. На рынке будет появляться все больше рабочих мест, которые не требуют дипломов, но требуют навыков. Опасения из-за сокращений и снижения доходов побуждают людей не только переучиваться, но и переходить из работы в штате на более гибкий формат — самозанятость», — рассказал сооснователь YouDo Денис Кутергин.
По результатам опроса hh.ru, в случае необходимости лишь в каждой пятой (21%) российской компании в первую очередь будут готовы сократить численность линейного персонала в логистике — это касается курьеров, водителей, сборщиков заказов, а также работников складов. При этом 13% компаний напротив допускают, что до конца 2022 года число синих воротничков в штате может быть увеличено.
По данным hh.ru, в марте 2022 работодатели опубликовали свыше 120 тыс. вакансий для синих воротничков и по 100 тыс. вакансий в логистике и на производстве. Хотя падение числа вакансий для этих профессий по сравнению с февралем 2022 составило в среднем 16%, на рынке по-прежнему сохраняется дефицит рабочих – на одну вакансию претендуют не более 2 человек.
YouDo.com — российский агрегатор, позволяющий находить исполнителей для любых услуг. Проект основан в 2012 году. На сайте зарегистрировано более 10 млн пользователей, из них 3,5 млн специалистов, оказывающих услуги. Заказать услугу можно на сайте youdo.com и в мобильных приложениях на iOS и Android. В 2021 году совместно с hh.ru компания запустила маркетплейс для работы с самозанятыми — YouDo Бизнес.
HeadHunter (hh.ru) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 450 тыс. компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 55 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2021 г. составило свыше 900 тысяч ежемесячно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. HeadHunter — аккредитованная Министерством цифрового развития ИТ-компания, она включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний России.