Онлайн-продажи продуктов в 2024 году: ключевые данные и тенденции. Фёдор Вирин (Data Insight)
Онлайн-продажи продуктов и товаров из супермаркета в 2024 году: ключевые данные и тенденции. Фёдор Вирин (Data Insight)
Объем продаж
• Общая выручка онлайн-продаж egrocery в 2024 году составит 1,2 трлн рублей.
• Это четвертая по размеру категория после DIY, Fashion и БТиЭ, но с почти двукратным отставанием (в каждой из трех категорий выручка превышает 2 трлн рублей).
Темпы роста
• Годовой прирост объема продаж — +50% YoY.
• Общий объем заказов: 810 млн заказов (в среднем 2,2 млн заказов в день), что на 40% больше, чем в 2023 году.
Средний чек
• Средний чек онлайн-покупок составит 1 500 рублей — это на 8% больше, чем в прошлом году.
• Рост среднего чека связан с инфляцией и стимулированием игроков (введение минимального чека или платной доставки).
Тенденции
• Замедление темпов роста: В 2024 году рост за III квартал составил 33%, за II — 36%, за I — 57%.
• Низкое проникновение: Онлайн-продажи составляют 5% от общего рынка Grocery, что делает категорию одной из наиболее перспективных для роста.
Игроки и бизнес-модели
• Тройка лидеров: Вкусвилл, Купер, Самокат.
• Вместе эти компании растут на 70% YoY, что превышает общий темп роста рынка (50%).
• Уникальность: каждый лидер представляет разную бизнес-модель, что подчеркивает разнообразие форматов на ранней стадии развития рынка.
Что учитывалось
• Продажи свежих продуктов через сервисы экспресс-доставки (Самокат, Яндекс.Лавка), агрегаторы доставки, нишевые маркетплейсы (Купер, платформа Яндекса).
• Продажи fresh-продуктов на универсальных маркетплейсах, например, Ozon Fresh.
Что не включено:
• Продажи бакалеи и non-food FMCG через неспециализированные магазины (например, мыло на Яндекс.Маркете или крупа на Wildberries).
Фёдор Вирин. Прямая речь
Онлайн продажи продуктов и товаров из супермаркета в 2024 году составят 1,2 трлн рублей в России. Это четвертая по размеру категория после DIY, Fashion и БТиЭ (в таком порядке), но почти с двукратным отставанием (три лидирующих категории имеют более чем по 2 триллиона продаж).
Рост объема к прошлому году – 50%. Всего это 810 миллионов заказов (2,2 миллиона заказов в день), на 40% выше, чем в 2023 году.
Эти цифры включают в себя продажи еgrocery через сервисы экспресс-доставки (Самокат, Яндекс.Лавка), агрегаторы доставки и нишевые маркетплейсы (Купер, платформа Яндекса), долю приходящуюся на онлайн в объеме продаж ритейлеров (ВкусВилл, Лента, X5 …). Из неспециализированных универсальных маркетплейсов в данные попадает только Ozon Fresh.
Мы учитываем только те точки продаж, в которых есть продажа свежих продуктов, и не учитываем продажи бакалеи через неспециализированные магазины (продажи крупы на WB). Мы также не учитываем продажи non-food FMCG через неспециализированные магазины (мыло на Яндекс.Маркете), поскольку в общем объем продаж, доля этих каналов невелика.
Тройка крупнейших продавцов на рынке: Вкусвилл, Купер, Самокат. Вместе они растут в деньгах более чем на 70% YoY, что чуть быстрее, чем весь рынок (который растет на 50%).
Средний чек онлайн-покупок egrocery растет, так как есть довольно заметная инфляция, а дробления чека на мелкие заказы, как происходит в других категориях с ростом доли маркетплейсов, здесь не происходит (потому что нет модели доставки в ПВЗ). Напротив, игроки активно подталкивают средний чек наверх платной доставкой или минимальным чеком. Средний чек в 2024 году составит 1500 рублей, на 8% больше, чем в 2023 году.
Темпы роста несколько замедляются. Если средний рост в деньгах YoY за год мы прогнозируем 50%, то рост в третьем квартале уже 33%, во втором 36% и в первом – 57%. Это не снижение темпов роста вследствие повышения базы, это именно снижение темпов роста (то есть абсолютный прирост идет ниже линейного роста).
Доля онлайн-канала в Grocery при этом составляет около 5%, то есть Grocery с одной стороны является категорией с самым низким проникновением онлайн-канала из всех и, соответственно, с самым высоким потенциалом роста.
Любопытно, что три быстрорастущих лидера на рынке представляют три разных бизнес-модели, три разных формата бизнеса. Рынок еще очень маленький, и на нем очень много места для самых разных игроков и форматов, поэтому три разных модели могут лидировать на рынке и расти похожими темпами