Сбер присматривает онлайн-сервисы X5 Group
«Сбер» продолжает искать возможности для развития на растущем рынке онлайн-торговли продуктами. По данным “Ъ”, структуры банка хотят инвестировать в онлайн-бизнес X5 Group, включающий «Vprok.ru Перекресток» и сервисы экспресс-доставки. Но за актив придется побороться с другими претендентами, среди которых может быть «AliExpress Россия». Между тем сама X5 еще не до конца определилась со стратегией развития онлайн-бизнеса и, учитывая риски потенциального развода с партнерами, может остановиться на IPO.
Источник: КоммерсантЪ
Перепечатка
«Сбер» рассматривает возможность инвестиций в онлайн-бизнес X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», сообщили собеседники “Ъ” на рынке. По их словам, вопрос со стороны «Сбера» курирует первый зампред правления банка Лев Хасис, который в 2006–2011 годах работал CEO X5.
В июне X5 сообщила о выделении онлайн-супермаркета «Vprok.ru Перекресток», экспресс-доставки и сервиса «Около» в отдельную структуру, для развития которой будет рассмотрено несколько вариантов, включая привлечение инвесторов на открытом рынке или через стратегическое партнерство. Для возможного IPO в 2022–2023 годах онлайн-бизнес оценивался в $3–4,5 млрд, говорил глава управления по связям с инвесторами X5 Андрей Васин.
По данным Infoline, X5 — крупнейший российский продавец продуктов питания в онлайн-канале. В январе—июне 2021 года оборот цифровых сервисов группы вырос на 64,41%, до 23,6 млрд руб. год к году. Принадлежащий «Сберу» «Сбермаркет» занимает вторую строчку рейтинга с оборотом 21,7 млрд руб., год к году он увеличился на 223%.
В Сбербанке отказались от комментариев. В X5 заявили, что проводили обсуждения различных форм возможного сотрудничества с несколькими потенциальными партнерами на рынке e-commerce, инвестфондами и банками, имеющими инвестиционные подразделения.
Мы еще анализируем сами сценарии развития, и о выборе какого-то конкретного, а тем более о конкретных вариантах говорить преждевременно»,— подчеркнул представитель X5.
Он добавил, что при партнерстве «наиболее комплементарными» для X5 являются компетенции и опыт ведущих маркетплейсов. По словам одного из источников “Ъ”, интерес к онлайн-бизнесу X5 проявляет и «AliExpress Россия». В компании комментарий не предоставили. В Wildberries не рассматривают инвестиции в другие проекты. В Ozon на вопросы не ответили.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов полагает, что X5 может продать потенциальным партнерам до 50% онлайн-бизнеса. По его словам, сделка зависит от оценки актива: у этого сегмента X5 пока отрицательная EBITDA, но потенциально онлайн-бизнес может добавить 15–20% к рыночной капитализации ритейлера. Как отмечает господин Ибрагимов, X5 привнесет в партнерство закупочную силу, клиентскую базу, понимание потребительского спроса и широкую сеть магазинов, которые могут служить в качестве пунктов сбора заказов, а такой партнер как «Сбер»,— финансовые ресурсы и возможные дополнительные онлайн-сервисы.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что для «Сбера» партнерство с X5 было бы очень привлекательным.
Кроме того, непонятно, сможет ли «Сбермаркет» когда-то стать прибыльным даже с учетом возможности интеграции в подписку «СберПрайм», отмечает эксперт. Но, по словам господина Бурмистрова, для X5 партнерство с крупнейшими маркетплейсами может принести больший синергетический эффект.
Руководитель департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима отмечает, что партнерства в целом усложняют процесс принятия решений и несут риски при расхождении взглядов на развитие бизнеса. Так, «Яндексу» пришлось выкупать долю Сбербанка в «Яндекс.Маркете», напоминает он. По словам аналитика, если целью стоит монетизация актива, то более подходящим вариантом для X5 выглядит IPO.