Самые важные числа по российской специализированной строительной рознице от Tinkoff Data
Издание «Бизнес-секреты» в рамках аналитического проекта Tinkoff Data изучило, как изменилось потребительское поведение покупателей на рынке стройматериалов за последний год, каких трендов ожидать в 2024 году и каким будет средний чек летом. Полная версия исследования опубликована на сайте Бизнес-секретов.
Основные выводы исследования
- Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.
- Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 года увеличился на 9,9%.
- Летом 2024 года средний чек вырастет на 7% — до 3566 ₽.
- Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.
- В топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор».
При анализе учитывали обезличенные данные о транзакциях только физических лиц, которые приобретали стройматериалы для ремонта или строительства собственного дома. Поэтому данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно.
Исследовали информацию только по нишевым торговым сетям. В выборке не учитывали данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы.
Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет
В 2023 году розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 года связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.
В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечен рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 года, то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная.
Средний чек в конце 2023 года вырос на 9,9%
Чтобы оценить динамику среднего чека в течение 2023 года, аналитики сравнили данные декабря 2022 и 2023 года. Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 года — с 2982 до 3276 ₽.
На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.
В целом в 2023 году средний чек на товары для ремонта составлял 3238 ₽. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 ₽. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 году. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.
По прогнозам, летом 2024 года средний чек увеличится на 7%
Аналитики Tinkoff Data при помощи ИИ-сервиса для аналитики ETNA определили, каким будет средний чек на строительные материалы в пик сезона в 2024 году. Для этого аналитики оценили средний чек на стройматериалы, который был в летние месяцы последних пяти лет.
Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом 2024 года составит 3566 ₽. Рост в сравнении с летом 2023 года будет в пределах 7%.
Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях
Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей.
Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 году составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно Леруа Мерлен является выбором по умолчанию.
В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.
Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%
Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.
По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.
Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.
Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку.