Работать за еду. Ход конём от ВкусВилла в доставке. Результаты
ВкусВилл в октябре 2020 запустил оригинальную схему доставки своих заказов. Это не собственные курьеры и своя доставка. Это не модель доставки через известных агрегаторов – служб доставки еды (тем более, что с ними ВВ тоже работает). Это модель работы с конкурентной средой исполнителей (КСИ или Uber модель), но с порядочной долей оригинальности. Каковы результаты этого эксперимента, можно судить по данным самого ритейлера.
Начало эксперимента (октябрь-декабрь 2020)
ВкусВилл сообщает, что запустил эксперимент в октябре 2020. Вот как выглядела информация для потенциальных участников в декабре 2020
Друзья, доставка растёт с каждым днём! Сегодня мы и наши партнёры доставляем более 70 000 заказов в день. И теперь любой покупатель может присоединиться к проекту Народный курьер.
Для кого этот партнёрский проект? Для всех, кто покупает продукты «ВкусВилл» и имеет свободное время и желание помочь жителю своего района и получить за это скидку на следующую покупку.
Что нужно делать?
Передать заказ покупателю в радиусе 3 км от своего магазина. Пешком или на личном авто – решать вам.
За каждый заказ вы получаете 150 бонусов на вашу карту «Давайте дружить!» и можете воспользоваться ими как скидкой для следующей покупки.
Как стать участником?
Заполните форму по ссылке, в ней ответьте на все вопросы. Мы свяжемся с вами в течение 5 рабочих дней с момента отправки заявки.
Что важно знать:
- Участвовать в проекте могут только совершеннолетние.
- Необходимо быть зарегистрированным в приложении и иметь карту «Давайте дружить!».
- Вы сами решаете, брать заказ или нет, сколько заказов у вас будет в день/неделю/месяц.
- По каждому заказу вы будете видеть вес и адрес заранее – это поможет решить, точно ли вам удобно.
- Всё общение происходит в телеграм-боте, поэтому важно быть на связи в те дни, когда у вас есть свободное время и желание получить бонусы.
А что делать с бонусами?
1 бонус равен 1 рублю. Ими можно оплачивать до 100% покупки в магазинах «ВкусВилл» и в нашем интернет-магазине. Бонусы не сгорают, вы сможете хранить их на карте столько, сколько пожелаете.
Что стоит отметить в программе
- программа рассчитана на то, что лояльные покупатели будут доставлять заказы;
- курьеры, по сути, работают за еду – денежное вознаграждение не предусматривается;
- программа доставки конкурентной средой исполнителей совмещена с программой лояльности – вероятно создатели программы предполагали. что они уберут массу издержек по созданию КСИ (технологических, операционных и правовых) и “оставят все деньги в семье”
Каковы результаты программы на данный момент
Полный отчёт ВкусВилл не даёт, но можно судить о результатах по данным, о которых ритейлер говорит и о тех, о которых молчит.
- Проект работает в самых населённых регионах, но в остальных интереса не вызвал. “Проект «Народный курьер» уже действует в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре. Но мы готовы к его запуску в любом другом регионе и приглашаем новых народных курьеров — присоединяйтесь и вы!”
- К проекту всего присоединилось чуть больше 300 пользователей, что говорит о крайне малой заинтересованности пользователей и говорит о том, что покрытие этой услугой крайне мало и недостаточно для того, чтобы она полноценно работала. “уже более 300 активных участников проекта”
- ВкусВилл не раскрывает общее число заказов, которые доставляют “народные курьеры”, что без слов говорит о малых величинах. Косвенно о числе заказов день на курьера говорит собственная реклама магазина. 300*3=900 заказов в день
Выводы и размышления
- Мы благодарны ВкусВиллу за эксперимент, другим сетям этой ценовой категории его лучше не повторять.
- Крайне странной выглядит концепция, при которой лояльный потребитель сети, рассчитанной на средний класс, будет доставлять заказы своим соседям и потенциальным знакомым, для такого сценария “народный курьер” должен быть порядочным нонконформистом. Добытчик в семье, который потерял работу? – Мм, возможно, но маловероятно. Дети детей среднего класса? На каникулах? – Возможно. Но вступает следующий фактор.
- Работать за еду? Конечно, при ситуации в стране, когда 60, 70, 80% семейного бюджета в стране идёт на продовольствие это может выглядеть нормально. Но в современном обществе есть и другие расходы (коммуналка опять растёт), да и как то стыдно. Нет? А уж детям (напомним, принимают только 18+) летом на подработке точно главное не наесться – не тот сценарий.
- Дальше у этой модели наступает для ВкусВила ситуация “чемодана без ручки” – в программе уже есть люди, но их числу практически не будет увеличиваться. На поддержание и рекрутинг будут тратиться какие-то ресурсы, при отказе будут недовольны лояльные участки. Те люди, которые пошли на такой формат – будьте уверены – очень активные. ВкусВилл оказывается в ловушке, но пока выбирает модель привлечения новых участников. “Пилите, Шура, пилите”