Откуда берут свои товары “российские производители”
Публикуем материал Александра Иванова (президента НАДТ) с его оценкой того, каковы реальные доли российских производителей на рынке России, чем маркетплейсы способствуют производству и что общего у новостей о выходе “Садовода” на AliExpress и создании Joom’ом оптового маркетплейса.
Все читают новости, и все в курсе, что, с одной стороны, рынок “Садовод” встал на один из крупнейших маркетплейсов страны, а с другой, замечательный Joom, который умеет делать невозможное возможным, первым сделал шаг в направлении B2B и теперь предлагает доставку оптом товаров из Китая для последующей продажи этих товаров на российских маркетплейсах.
Как это новости связаны? Знаете ли, очень даже связаны. Ну, то есть, Joom с Садоводом не связан, возможно, никак, а вот события – связаны напрямую.
Правда, перед рассказом о связях сначала придется вылить бочку дегтя в ложку мёда (нервных просим удалиться, не нервных запастить новопасситом), потому что последние пару лет все мы постоянно слышим восторги насчет того, как попёр наш отечественный производитель. Ну, то есть попёр он так, что китайцы то ли сдохли от зависти (а нам впаривали, что от COVID) то ли вот-вот сдохнут.
Во всяком случае, ловить им у нас, мол, больше нечего.
Кстати, существованию нашего производителя я и сам радовался (и продолжаю радоваться, и, надеюсь, поводы для радости еще будут), хотя меня терзало подозрение насчет того, что – как-то вдруг всё быстро расцвело…и речи насчет подъема российского производителя какие-то уж больно сладкие…
Ладно, не стану томить, подтягивайтесь с вашими ложками с мёдом, моя-то бочка дёгтя уже наготове.
Итак, откуда берут свои товары “российские производители”:
- 48% покупают товар у оптовиков (вроде рынка “Садовод”, но, разумеется, не только у них), в основном китайского производства (75% приходится на КНР) или производства других стран. Как вы знаете, там к товару прилагаются все необходимые бумажки, в том числе и бумажки о местном происхождении товара, если понадобятся, сертификаты и проч. мусор (мое отношение к сертификации всем известно, не стану развивать тему здесь);
- 22% самостоятельно закупают товары в Китае и привозят их на продажу в Россию, переоформляя документы на товар как на “своё”;
- 11% размещают заказы на производство товаров за рубежом, под собственной торговой маркой, иногда – по собственным лекалам/чертежам;
- 11% размещают свои заказы на производство в России;
- 8% – производят сами. Во всяком случае, говорят, что именно они и есть производители, и задачей нашего анонимного опроса не было в чем-то кого-то уличать.
Ну, подводим итоги: 19% от всего, что продают на наших маркетплейсах, реально сделано в России.
Может, кого-то смутит то, что циферка выглядит скромно, а на мой взгляд, это очень круто, вот реально – это невероятно много и очень хорошо.
Самое лучшее в этом, это ощущение, что этот показатель растет. Правда, это только мои ощущения, и я буду рад, если читающие поделятся своими.
Кроме того, 30% продающих на маркетплейсах можно реально назвать производителями (наличие собственной производственной базы – не самое главное, главное здесь, на мой взгляд, тип мышления) – будут нормальные условия у нас в стране – перенесут производство к нам в страну.
На этом с оптимистической бочкой дёгтя заканчиваем. Каждый делает выводы самостоятельно. Важно, чтобы сделанные выводы были бы делу в помощь.
P.S. Ну, чисто мимоходом (вроде как пройти мимо тещиного дома без шутки) – заметим, что ввоз товаров самым обычным путем ничем не хуже кросс-бордера. А то и лучше. Во всяком случае, по популярности этот формат превзошел кросс-бордер. А кое-кто (не будем показывать средним пальцем) всё еще кричит истошно о “неравенстве условий”. Как начали кричать 12 лет назад, так и остановиться не могут… Соболезную.
P.P.S. Ребятам из Садовода – удачи и, выскажем такую гипотезу, – по их пути в обозримом будущем пойдут многие рынки, оптовые перепродавцы, держатели товаров, уйдут на маркетплейсы; Ребятам из Joom – конечно, удачи, хорошая идея, очень ко времени, уверен в успехе!
P.P.P.S. Хорошая, кстати, тема – как выходит, что сделанное в Китае, при разнице ФОТ давно уже не в нашу пользу (и отрыв китайцев по зарплатам от нас растет очень быстро) – дешевле и качественнее сделанного у нас.
Как-нибудь обсудим это отдельно.