Будет ли дефицит холодильников и кондиционеров?
Ввоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston).
Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».
Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.
В чем суть проблемы
Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.
Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб., и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.
Глава представительства производителя бытовой техники Candy-Hoover Group в России Глеб Мишин сообщил, что знает о проблеме с дефицитом фреона, она коснулась производства в России холодильников и морозильников, а также компаний — установщиков кондиционеров. Candy-Hoover Group на производстве холодильников использует хладагент, у которого есть российские аналоги, но из-за дефицита фреона в целом произведенные в России аналоги тоже подорожали, признает Мишин.
Входящий в группу Bosch производитель бытовой техники BSH Hausgeräte уже много лет не использует вещества, включенные в перечни озоноразрушающих, заверили в российском офисе компании.
Хладагенты используются также для оборудования складов, преимущественно предназначенных для хранения продовольственной продукции. Дополнительное лицензирование при поставках в Россию уже повлекло за собой рост цен на гидрофторуглероды и увеличение сроков поставок, сообщил Андрей Постников, гендиректор компании «Ориентир», которая специализируется на девелопменте складов. Но компании уже «скорректировали работу по размещению заказов на эти вещества с учетом новых временных интервалов».
Управляющие готовыми складами с проблемой пока не столкнулись. В пресс-службе «Сбер Управление Активами», в портфеле которого есть несколько складских комплексов, пояснили, что хладагенты в складах нужно обновлять примерно раз в пять лет и на их объектах этот срок пока не пришел.
Какие могут быть последствия
В Россию, по информации Федеральном таможенной службы, в первой половине 2021 года были ввезены 6,3 тыс. т фторированных, бромированных или йодированных производных ациклических углеводородов, к которым относятся и гидрофторуглероды, на общую сумму $23,3 млн. В 2020 году это были 7,7 тыс. т на $25,8 млн, что на 12% ниже в натуральном выражении и почти на 31% — в денежном, чем в 2019-м. По данным правительства, основной поставщик гидрофторуглеродов — Китай.
АПИК также направила обращения в Минприроды и в Роспотребнадзор. Ассоциация обращает внимание на то, что разрешения на ввоз продукции выдаются только до конца календарного года и в 2021 году пока не выдают разрешения на ввоз в 2022 году. Между тем получение разрешения и лицензии занимает около двух месяцев, сроки поставки занимают еще около четырех месяцев, и в результате, если выдавать разрешения только с января, поставки будут возможны не раньше середины июля. «Подобная практика приведет к срыву поставок кондиционеров к летнему сезону 2022 года, дефициту климатической техники и росту конечной стоимости продукции», — не исключает АПИК.