Несколько замечаний о российском eGrocery за неполный 2021 год
Отрасль продажи и доставки готовой еды и продуктов России “намоленная” коронакризисом и прогнозами аналитиков продолжает свой рост. Рост, по крайней мере, в числе заказах виден невооружённым взглядом – по числу заказов на 38,90%.
И если на рынке доставки продуктов из магазинов (или дарксторов) есть, и смены лидеров и интрига, то доставка общепита пока относительно стабильна. Безоговорочные лидеры – Delivery Club и Яндекс.Еда.
Данные по заказам без учёта готовых блюд
Данные сервисов eGrocery за октябрь 2021
Данные сервисов eGrocery за май 2021
Экспресс-анализ итогов полугодия
Данные и за май и за октябрь от Data Insight.
Игрок | Число заказов в тыс. | Динамика | |
май.21 | окт.21 | ||
Самокат | 5520 | 8099 | 46,72% |
ВкусВилл | 2550 | 3637 | 42,63% |
Яндекс.Лавка | 3050 | 3297 | 8,10% |
СберМаркет | 1130 | 2706 | 139,47% |
Delivery Club | 780 | 1619 | 107,56% |
Ozon Express | 390 | 1050 | 169,23% |
Пятёрочка Доставка (+Около из “Пятёрочек”) | 1010 | 913 | -9,60% |
Яндекс.Еда | 550 | 847 | 54,00% |
Перекрёсток (+”Около” из “Перекрёстка) | 910 | 814 | -10,55% |
Лента/Ленточка | 450 | 387 | -14,00% |
Vprok.ru | 290 | 374 | 28,97% |
Утконос | 320 | 247 | -22,81% |
другие суммарно | 1160 | 1164 | 0,34% |
Итого | 18110 | 25154 | 38,90% |
1. Отрасль по-прежнему показывает неплохие темпы роста. 38,9% роста числа заказов с мая по октябрь. Конечно лучше будет сравнить данные год-к-году, чтобы исключить сезонную динамику, но пока есть только октябрь.
2. “Самокат” – сервис продуктов товаров и сопутствующих товаров и, которым пока ещё совместно владеет Сбер и VK – пока остаётся безоговорочным лидером по числу заказов. Динамика его роста за полугодие близка к 50%, что на примере других лидеров показывает довольно устойчивое развитие.
3. На втором месте – смена лидера. “ВкусВилл” потеснил Яндекс.Лавку. Динамика также больше 40% за полгода, но кроме Лавки расположению на второй позиции могут помешать амбиции СберМаркета.
4. Прежний безусловный лидер “Утконос” как и прежде теряет позиции, кроме того уменьшается и абсолютное число заказов. Не исключено, что он как самый опытный игрок на рынке раньше всех понял убыточность модели доставки продуктов в настоящих условиях в России.
5. Динамика лидеры. Лидеры прироста числа заказов Ozon Express со 169,23% прироста за полгода (результат и низкой базы и интенсивных мер по раскручиванию Озоном экспресса), СберМаркет – 139,47 % (самый непонятный и невидимый внешне результат), Delivery Club с ростом в 107,56% (успех вероятно определён интенсивным подключением офлайн-ритейлеров).
6. Аутсайдеры.
Утконос | -22,81% |
Лента/Ленточка | -14,00% |
Перекрёсток (+”Около” из “Перекрёстка) | -10,55% |
Пятёрочка Доставка (+Около из “Пятёрочек”) | -9,60% |
Тут большая часть из классического ритейла (кроме “Утконоса”, конечно) и для них весь этот eCommerce только отвлечение от основной деятельности и по-прежнему очень небольшие дополнительные деньги. В целом если брать крупные компании, то видно охлаждение к теме (или начало проигрыша в конкуренции) и X5 Retail Group и Большого Яндекса.
То что динамика игроков “другие суммарно” около нуля также может указывать на то, что активность больших игроков просто не даёт ни возможности, ни мотивации для их развития.
Дела и аутсайдеров и других игроков может поправить уничтожение запретов и ограничений на доставку лекарств и алкоголя.
Для сравнения мы дадим данные за 2020 год, которые одновременно показывают и смену прежних лидеров и тот факт, что кроме значения числа заказов важную роль играет средний чек.
Самые крупные игроки доставки из ресторанов и общепита и доставки готовых блюд
Здесь мы даём, опираясь на данные РБК только доли самых крупных игроков. Здесь намного больше стабильности, чем доставке продуктов.
Лидеры определённы и сильны.
1. Первый Delivery Club, который только нарастил свою долю рынка до 15,23%.
2. Яндекс.Еда занимает второе место с 9,95%.
Собственно подавляющую роль (и конкуренцию) этих двух игроков мы и наблюдаем на улицах наших мегаполисов.
3. Третье место продолжает удерживать “Додо Пицца”, которая ранее совсем отказалась от сотрудничества с агрегаторами доставки еды.
Но устойчивости этой структуры игроков угрожает создание самостоятельной доставки в России Burger King и KFC.