Банки маркетплейсов. Новый виток
Два из трех крупнейших российских маркетплейсов, купивших в последнее время банки, активно их докапитализируют. За последние три месяца капитал Озон-банка удвоился, а Яндекс-банка вырос в 1,6 раза. По мнению экспертов, это уже позволяет банкам развернуть потребительское кредитование и войти в число 65–75 крупнейших по этому показателю. Однако участники рынка считают, что банки не станут спешить, а начнут развивать бизнес с менее рискованных сегментов, в том числе сервисов рассрочки.
Источник: КоммерсантЪ
Перепечатка
Согласно данным отчетности, два из трех банков, купленных крупными российскими маркетплейсами, активно наращивают капитал. Так, к 1 ноября Яндекс-банк увеличил его до 1,64 млрд руб., Озон-банк — до 0,78 млрд руб. За три месяца рост составил 1,6 и 2 раза соответственно. Компания Ozon закрыла сделку по приобретению Оней-банка (теперь Озон-банк) у Совкомбанка в конце мая этого года, а Yandex объявил о закрытии сделки по покупке банка «Акрополь» (сейчас Яндекс-банк) в середине июля.
Оба банка отказались раскрыть, до какого уровня планируется наращивать капитал и какие задачи ставятся перед банками в ближайшее время.
В «Яндексе» только уточнили, что докапитализация рассчитана на рост бизнеса. Пока же бизнес невелик: активы Яндекс-банка лишь приближаются к 2 млрд руб., а у Озон-банка — к 1 млрд руб.
Вместе с тем эксперты высоко оценивают возможности банков по расширению бизнеса. Директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Антон Лопатин считает, что Яндекс-банк с нынешним капиталом может нарастить активы до 12–14 млрд руб., а Озон-банк с учетом меньшего капитала — до 6–7 млрд руб. Стоит отметить, что выдача кредитов на сумму, сопоставимую с возможным ростом активов (6–12 млрд руб.), поднимет их в число 65–75 крупнейших банков по этому показателю.
По словам источника “Ъ” на банковском рынке, скорее всего, банки будут реализовывать разные модели развития.
У Yandex очень большой поток клиентов, которые ищут товары на «Яндекс.Маркете», в том числе и для приобретения их в кредит. «При этом он может не подходящие ему по формату кредиты отдавать банкам-партнерам, а себе оставлять “сливки”, не торопясь, собрать портфель высококачественных кредитов»,— считает он. Гендиректор сервиса подписки «Огонь» (его партнерами являются Газпромбанк, «ГПБ Мобайл», гипермаркет «Лента», Ситилинк, онлайн-кинотеатры ivi и Premier) Владимир Начев отмечает, что в портфеле «Яндекса» присутствует ресурс Авто.ру, на котором стоит автокредитование от банка «Тинькофф». «Ожидаемой была бы замена таких партнеров на собственные каналы, так как любая экосистема стремится консолидировать все источники маржи и удержания клиентов»,— считает он.
Что касается Озон-банка, то, по мнению собеседников “Ъ”, ему логично развивать рассрочку на картах Ozon, количество которых превысило 1,5 млн штук. «Рассрочка хороша тем, что в этом случае происходит софинансирование покупки со стороны банка, магазина и производителя товара, в результате ставка по кредиту получается ниже, чем при классическом кредитовании, следовательно, она оказывает меньшее давление на капитал»,— поясняет собеседник “Ъ” на банковском рынке. «Можно ожидать и расширения услуг, в частности, за счет кредитования продавцов, чтобы увеличить их лояльность и потенциальные обороты»,— считает Владимир Начев.
Помимо кредитных линий и овердрафтов в обслуживании маркетплейсов важно предоставить решения, которые позволят обеспечить быстрые выплаты и поддержание соответствующей инфраструктуры, отмечает эксперт международного платежного провайдера Ecommpay Артур Заремба. Кроме того, по его мнению, на маркетплейсе будет востребован сервис учета налоговых отчислений для ИП в рамках налога на профессиональный доход, а также защита от фрода и чарджбэков. И на этот сегмент, судя по всему, больше ориентируется компания Wildberries, которая первой из маркетплейсов купила банк «Стандарт-кредит» (сейчас Вайлдберриз-банк), но пока не спешит его докапитализировать. «Интеграция финансовой организации позволит ускорить развитие платежного сервиса на площадке, сделать взаиморасчеты с покупателями и продавцами более удобными и даст возможность оперативно решать возникающие вопросы без участия посредников»,— пояснили там.
Комментарий Татьяны Бакальчук
Вот объяснение самой первой леди российского ритейла о причинах покупки банка: “У нас есть два основных принципа: предоставление самого лучшего сервиса интернет-площадки. Сначала это были покупатели, затем поставщики, появились партнеры, которые участвуют в построении логистической системы для наших клиентов и поставщиков. Второй – сделать процессы максимально эффективными. У нас нет инвесторов, и нам приходится быть все время прибыльными. Покупка банка – это и лучший сервис для наших клиентов и поставщиков, к тому же это позволит нам сэкономить: все деньги из прибыли мы стараемся вложить в развитие. Одна из затрат сейчас – эквайринг. Наш шаг на финансовое поле позволит высвободить определенное количество денег”