eGrocery: как выйти хотя бы на операционную безубыточность? Секреты X5
Весь eGrocery давно и глубоко убыточная тема. Любой кейс прибыльности требует тщательного изучения. И если объявленную прибыльность eGrocery Вкусвилла проверить почти нельзя, то операционную прибыльность eGrocery X5 частично можно.
- X5 разумно собрал многие операции своих разрозненных eGrocery направлений ещё в 2022, а у X5 их было космическое число и все автономные – “Пятёрочка” сама, “Перекрёсток” сам, Vprok – сам, а ещё “Около”. Впрочем, с “Около” поступили ещё умнее – закрыли, а бренд передали на построение сети перспективных малых франчайзи магазинов. Если один даркстор работает со всеми проектами, понятно, что убытков генерируется меньше.
- Заодно можно поморочить мозги покупателям – давай разные цены на формально разных площадках. Ведь цены “Пятёрочки” же отличаются от цен “Перекрёстка”, хотя отгрузка идёт с одного склада, а сам X5 проговорился, что требует от поставщиков товар по единой цене – а ровняет их по “Чижику”.
- И, да, нам по-прежнему непонятно, как может быть eGrocery у дискаунтера – в наценке дискаунтера разве есть резерв, чтобы компенсировать доставку.
- И что это за штука такая – “операционная прибыльность”. X5 вслед за OZON подхватил эту прибыльность, которая как и прежде генерирует убыток, но выглядит много лучше. Красивее, что ли. Показывает “положительную динамику в движении к безубыточности”
- Мультиформатные сети сейчас занялись очень интересной штукой – цены в них очень мало связаны с ценовым позиционированием самой сети. Ценозавр регулярно пишет, что мониторинге цен на стандартные товары, часто обнаруживается интересная вещь – цены в дискаунтере или “бюджетном” магазине часто выше, чем в премиальном. Всё это жутко похоже на динамическое ценообразование или обман покупателя, когда покупатель, уверенный в том, что идёт в бюджетный магазин покупает товар по премиальной цене, выполняя план по маржинальности сети. Можно ли винить в этом сети? – Нужно! более всего это напоминает “кручу-верчу…” Лишь отчасти торговлю извиняет чудовищная инфляция, в которой именно её обвиняет ФАС и именно от них требует заморозки цен (или снижения наценки) всё большего числа товарных категорий.
Прямая речь
X5 Digital, бизнес-единица Х5 Group управляющая продажами в онлайн-каналах, сформировала финансово устойчивую модель операционной деятельности в онлайне, позволяющей достичь положительного вклада в EBITDA розничного бизнеса.
Данный результат обеспечен успешным развитием проекта объединённого даркстора, где в едином пространстве представлен ассортимент всех торговых сетей Х5: «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Чижик», а также онлайн-гипермаркета Vprok.ru. При этом, для достижения максимальной эффективности на таких дарксторах реализован ряд инновационных технологических решений, не имеющих аналогов на рынке.
Для покупателя заказ проходит в привычном режиме – с помощью приложения выбранной торговой сети или онлайн-гипермаркета на базе доступного ассортимента. При этом, благодаря возможностям даркстора, ассортимент торговых сетей в онлайне существенно расширен по сравнению с обычным магазином. Объединённый даркстор может выпускать более 3 тысяч заказов в день.
Сергей Паньков, управляющий директор X5 Digital:
«Стратегическая цель Х5 в продуктовом онлайне – закрепление лидирующих позиций, создание лучшего сервиса для клиентов при сохранении прибыльной и устойчивой бизнес-модели. Эффективная модель объединённых дарксторов нового формата позволяет нам гибко подходить к структуре работы в каждом регионе с учётом потребительского спроса и плотности заказов. В сочетании со скоростью и качеством сервиса это уже сказывается на улучшении клиентского опыта и привлекает новых пользователей».
X5 приступает к активному развитию инфраструктуры дарксторов и планирует существенное увеличение их числа до конца 2025 года.