Доставка для интернет-магазинов. Лихорадка только начинается
Доставка для eCommerce несмотря на внешнее спокойствие испытывает самый сильный стресс-тест за всё время её существования.
Колонка Задорожного
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Курьерская доставка
Курьерская доставка – формально самая благополучная отрасль, которая представляется бенефициаром пандемии и кризиса – рост числа заказов, рост среднего чека, клиенты из оффлайна идут в онлайн. У большинства введена «бесконтактная» доставка и так далее.
Да, пока так. Пока доставка признаётся социально значимой отраслью с меньшими, чем у других ограничениями. Но это временно.
Первый рубеж настанет, когда начнётся усиление карантинных мер. Возможные сценарии.
- Усиление ограничений на перемещение. Потенциальное введение пропусков. Создание реестров компаний, которым можно доставлять и кому нельзя. Дрязги за включение. Проверки работников, особенно мигрантов. Проверки складов и офисов. «А может, оставим только Почту». «У этой службы доставки нет социально значимых товаров, её не пустим». «Что значит «курьер собственной доставки интернет-магазина», таких нет в списке». «Где достать пропуск» – все эти сценарии возможны, ведь есть европейский и китайский и прочий опыт. Но, ведь, возможна и наша специфика. Неизвестно, какой сценарий будет хуже –
- Коррупционный – «купим пропуска», «пролоббируем место в списке».
- Воронка ужесточения решений. Когда каждый орган будет пытаться вводить более жесткие меры, чем другой. Проверки, ограничения, запреты. «Мы работаем. У нас всё под контролем. Посмотрите, какие мы суровые и деловые».
-
Второй рубеж.
Когда накроет кризис – курс упал, безработица скрытая и явная, переориентация покупателей на базовые потребности.
Когда упадёт траффик, курьерские компании будут сокращать расходы – ФОТ и аренду в первую очередь. Некоторые начали уже сейчас. Рискну предположить, что многие курьерские компании закроются и некоторые из них с деньгами интернет-магазинов.
Постоматы
Внешне также всё хорошо. Видимая бесконтактность доставки. Есть одно «но». Большинство из них традиционно ставилось в торговых центрах. Сейчас ТЦ будут ставить их на карантин. Постомат будет простаивать, заказы интернет-магазинов зависать, а ведь у постоматов традиционно один из самых коротких сроков хранения заказа на точке.
При дальнейшем ужесточении доступными останутся только постоматы в сетевых магазинах у дома, ну, и Телепорт, который ставил постоматы в парадных.
Неприятный «чёрный лебедёнок» прилетел отрасли от Ozon-а, который отказался от услуг сторонних сетей постоматов. Конечно, это было связано с плановой трансформацией логистической стратегии Озона. Но, блин, как несвоевременно.
ПВЗ (пункты выдачи заказов)
Отрасль находится под самым чудовищным прессингом. ТЦ закрывают на карантин – многие ПВЗ уходят на карантин с ними вплоть до 20 апреля. Уверен, это не предел.
А ведь у большинства владельцев ПВЗ очень небольшая подушка безопасности. Арендодатели дружно повышают аренду («Курс же взлетел»). Ни о каких арендных каникулах речи не идёт совсем. («Кто вы такие? – ПВЗ – и сколько у вас квадратов?»).
Всё это накладывается на давнюю игру сетей – «дайте мне больше эксклюзива на вашей точке», в которую давно сыграл СДЕК с помощью франшизы, а теперь успешно играют Boxberry и Ozon.
Для интернет магазинов будет так:
- заказы зависают в ПВЗ – потери;
- заказы едут в закрытые ПВЗ – потери;
- некоторые ПВЗ не смогут вернуть деньги наложенного платежа – потери.
Господа из сетей, поддержите ПВЗ, иначе вы останетесь без инфраструктуры! К радости Почты.
Это только первый рубеж. От кризиса, вызванного борьбой с кризисом, последствия могут быть жестче.