Мало им “Платона” – теперь будет реестр грузоперевозчиков
Итак, на непростом рынке грузоперевозок появится новый механизм регулирования. С 1 марта 2025 года автоперевозчики грузов должны будут зарегистрироваться в специальном реестре и зарегистрировать свои грузовики. Мы предсказивали усиление фискализации ещё в феврале 2022 года. Теперь она идёт лавинообразно. Те же самые аргументы приводились при введении “Платона”. Отмена моратория на проверки, дополнительные меры регулирования, национализация, наконец.
- Новые регуляции направлены на борьбу с уклонением от налогов, охватывающим 60% объема грузоперевозок.
- Рыночные участники обеспокоены требованиями регистрации, сложностью интеграции с IT-системами, стабильностью работы реестра и его уязвимостью перед взломом.
- Идея создания системы допуска на рынок автогрузоперевозок обсуждается с момента отмены лицензирования, но блокировалась из-за опасений создания избыточной административной нагрузки.
- ФНС столкнулась с большим уклонением от налогов со стороны компаний-посредников, начиная с 2019 года.
- Законопроект предусматривает регистрацию грузовиков с максимальной массой свыше 35 тонн и исключает незарегистрированные компании из права на перевозки.
- Юрлица и ИП в реестре должны поддерживать транспорт в исправном состоянии и проводить медосмотры водителей. Самозанятым разрешены перевозки только транспортными средствами массой от 25 до 35 тонн.
- Отсутствие контроля за грузоперевозками привело к росту ДТП после отмены лицензирования в 2009 году.
- Более 60% грузоперевозок осуществляются по серым схемам, при этом более половины грузовиков зарегистрированы на физических лиц.
- Создание реестра поддерживается крупными игроками рынка, так как рынок фрагментирован и доля малых компаний с автопарком менее 50 транспортных средств превышает 80%.
- Внедрение единого реестра перевозчиков и возобновление лицензирования может повысить безопасность и прозрачность грузоперевозок, но важно избежать дополнительной нагрузки на компании.
- Появление электронных транспортных накладных и путевых листов усилило потребность в единой системе для обработки транспортного потока.
- Недоработки законопроекта и проблемы с внедрением вызывают обеспокоенность среди участников рынка.
- Возможные административные и финансовые трудности, а также проблемы с совместимостью новой системы с существующими TMS каждой компании могут повлиять на эффективность внедрения.
Позиция крупных игроков. Прямая речь
Комментарий Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов о создании единого реестра грузоперевозчиков
В Госдуму внесен законопроект о создании в России «единого реестра перевозчиков грузов». Документ может вступить в силу 1 марта 2025 года. Согласно законопроекту, право осуществления коммерческих грузоперевозок предоставляется юрлицу, ИП или самозанятому со дня регистрации в реестре и утрачивается после исключения из него.
Все сведения из реестра будут общедоступны и опубликованы на официальном сайте ЕЦП «ГосЛог» (Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа).
Создание реестра поможет повысить безопасность в сегменте грузоперевозок. Кроме того, по оценкам авторов законопроекта, запуск платформы позволит легализовать рынок, на котором в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами.
На сегодняшний день ряд факторов тормозят развитие рынка грузоперевозок и мешают повысить прозрачность отрасли:
Рынок автомобильных грузоперевозок фрагментирован: доля небольших компаний с автопарком менее 50 ТС в отрасли превышает 80%, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»). К сожалению, остается немало игроков, которые демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. Добросовестные перевозчики находятся с ними в неравных конкурентных условиях, в том числе по уровню тарифов.
Кроме того, развитие рынка тормозит падение рентабельности бизнеса. По итогам 2023 года себестоимость автомобильных грузоперевозок увеличилась на 30% из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузовиков, а также оплату труда персонала и продолжает расти. Компании вынуждены ограничивать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов.
Для развития рынка необходимо повысить безопасность грузоперевозок и прозрачность отрасли. Создание единого реестра перевозчиков грузов, возобновление лицензирования в отрасли и другие меры могут помочь решить эти вопросы, но необходимо избежать дополнительной административной и финансовой нагрузки на компании. Важно интегрировать электронную систему с другими сервисами министерств и ведомств, а также запустить работу в режиме «одного окна»
При этом необходимо учитывать, что из-за резкого падения рентабельности бизнеса с рынка может уйти большая часть игроков. Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов по всей стране, на этапе переходного периода важно запустить меры поддержки, которые помогут снизить финансовую нагрузку на перевозчиков.