Встречайте, частники! Городской, московский, государственный постамат

Постаматный бум, задел и московские городские власти. Москва запускает собственную сеть городских постаматов в сентябре. А если пойдёт, то и крупнейшего игрока создаст.

 

Вот прямая речь с официального сайта мэра Москвы: “В сентябре 2021 года в Москве начнется эксперимент: будут установлены городские постаматы. Это удобные ячейки в шаговой доступности прямо в подъездах или местах рядом с домом для бесконтактной доставки посылок из магазинов, маркетплейсов, от горожан друг другу.

Первые постаматы появятся в подъездах многоквартирных домов, административных и офисных зданиях. Жители не будут платить ни за установку, ни за обслуживание постаматов. Ставить постамат или нет, будет решаться на совете дома.”

Тут интересны, как минимум, 3 вещи

  1. Из заявления следует, что будет возможна С2С доставка. Доставка будет возможна и в другие локеры со сдачей в удобном для отправителя. Интересно, сколько это будет стоить. Такая услуга может заинтересовать известные С2С сервисы. Также немаловажным будет вопрос безопасности и законности разного рода посылок.
  2. Сейчас основной траффик постаматам дают всё-же маркетплейсы. Есть ли уже у мэрии согласие на работу от крупнейших или регион уверен в привлекательности “предложения, от которого нельзя отказаться”
  3. В текстах анонса указывается, что потребитель сможет оставить вещи для ремонта или химчистки, а потом забрать их. Вопрос: это маниловщина или есть конкретные договорённости?

 

Дизайн

Так как у нас в стране демократия, то дизайн постаматов определялся выбором активных граждан

москва городской постамат выбор

победил самый патриотический и самый пёстрый

москва городской постамат_

 

Что можно через постамат

  • получать заказы из интернет-магазинов и маркетплейсов;
  • отправлять в сервисные центры технику на гарантийное и послегарантийное обслуживание и получать обратно;
  • передавать между горожанами документы и посылки;
  • возвращать не подошедшие или бракованные товары;
  • отправлять одежду и обувь в ремонт и химчистку и получать обратно.

 

У мэрии есть и представление о сроках эксперимента и о дальнейших планах по реализации

Итоги эксперимента с пилотными городскими постаматами подведут в конце 2021 года. Если идея понравится, то может появиться до 10 тысяч постаматов по всему городу. И не только в домах и офисах. Среди вариантов размещения — библиотеки, музеи, фитнес-центры, поликлиники, больницы, социальные центры, вестибюли метро, МЦК и МЦД.

Функционал постаматов также может расширяться. Например, их могут оснастить модулями для поддержания необходимого температурного режима. Рассматривается возможность доставки с помощью постаматов продуктов и готовой еды из ресторанов, а для крупногабаритных посылок сделать ячейки побольше.

Стоимость

Тут сразу видна рука человека, мало представляющего бизнес.
Заявленная целевая аудитория сервиса (клиенты, те кто будет платить): самозанятые, ИП, логисты, интернет-магазины, маркетплейсы.
Но вот декларируется, что цена для всех категорий будет одинаковой.

“Достаточно будет подключиться к городской сети постаматов, чтобы отправлять заказы и оказывать услуги по единым тарифам бронирования ячеек. У всех — равные возможности.”

Т.е. и продавца на Avito и у Ozon будет одинаковый тариф? Ценовое позиционирование?

Хотя мы, возможно, привередливы. При низкой цене это может быть интересно всем.
Конкретные цены пока не называются.

Проговорки и невольные инсайты

В другом тексте на странице про постаматы в тексте даётся понять, что заказ сданный в постамат, далее может быть доставлен не только в постамат, но и в другие ПВЗ, может быть доставлен курьером. Означает ли это, что Москва планирует создать и свою сеть ПВЗ и курьерскую службу или подключиться к другим частным? Пока ответа нет
“Постаматы незаменимы для самозанятых, которым регулярно надо отправлять посылки заказчикам. Вы просто кладете посылку в ячейку постамата, а ваш заказчик ее получает удобным для него способом: в постамате, в пункте самовывоза, курьерской доставкой. Никуда не надо специально ехать и выстраивать сложную логистику.”

Зачем это городу

“Эксперименты с городскими постаматами проводятся во многих странах мира: Австрии, Финляндии, Польше, Китае. Толчок дала пандемия коронавируса: стало жизненно важным получать все необходимое бесконтактно и в своем доме. Но постаматы нужны и в спокойное время. Они сделают жизнь удобнее и безопаснее. Для городских постаматов будут действовать единые правила к безопасности, обслуживанию, оформлению — все постаматы будут выглядеть одинаково и гармонично впишутся в облик столицы.

Прозрачная и понятная система правил и тарифов сделает доставку доступной для всех. В городе еще не было такой универсальной сети постаматов с мультифункционалом.”

 

Рассуждения всякие, спекуляции и попытки анализа

  1. Если эксперимент будет удачным, то получается будет создан один из лидеров рынков постаматов в России. 10 тысяч – это пока верхняя планка, на которую замахиваются самые большие игроки рынка локеров. И это с установкой по всей России, а не в одном (хоть и самом большом) городе. Мы тут писали о ситуации на рынке и о планах на сентябрь 2020.Планы-по-постаматам
  2. Давно понятно, что Москве уже некуда тратить деньги, но постоматы это новый клондайк. Произвести, закупить, установить, обслужить поддерживать, заменять. “Постаматы – новая плитка?”. Мы уже давали оценку стоимости постамата и это 130 – 300 тысяч рублей. 200 тысяч на 10 000 – это 2 миллиарда рублей на минуточку. Тут всё прекрасно и смена темы с плитки и обслуживание, которого плитка год не требует, а постамат требует. Можете развить мысль дальше, там широкое поле для размышлений
  3. Что за странная манера государства прийти на (именно “на”, а не “в”) отрасль, созданную частниками, и сделать гос.структуру. Модно, хайпово – да, но как же так. Про эффективность государственных VS эффективность частного бизнеса говорить не будет – всё уже давно обсуждено. Про итоговые последствия для бюджета и частников тоже есть много примеров последствий.
  4. Следующий вопрос цена. И тут две ветки. “Обе хуже”. Первый вариант – Москва строит экономически оправданную модель с выбиванием минимальной (конкурентной) цены за локеры, находит эффективных субподрядчиков на логистику, т.е. экономит и даёт низкую цену. Первый вариант может даже устроить и онлайн ритейл и других пользователей, но это может заморозить проекты других частников по развитию в Москве, а некоторые попросту потеряют вложения в Московскую инфраструктуру. Второй вариант – заложить цены “как в плитке”, не списывать её, а транслировать в цене. Тогда будет высокая цена, которая, казалось бы, даёт шанс частникам, если бы не следующий пункт.
  5. Вот эта фраза должна более всего насторожить всех игроков, которые построили сеть постаматов в Москве. “Для городских постаматов будут действовать единые правила к безопасности, обслуживанию, оформлению — все постаматы будут выглядеть одинаково и гармонично впишутся в облик столицы.” Можем ли мы понимать, так, что “постаматы других сетей негармонично вписываются в облик столицы”? Если это так, то не подскажет ли чувство прекрасного властям, как-то снести их бульдозером, ведь так уже было. Да. Ну, может маленьким и гармонично вписывающимся бульдозером.
  6. Вишенка на торте, что идея устанавливать постаматы внутри многоквартирных домов в России привита сетью Телепорт, которая родом из Питера. Это было красиво. Но опыт показал, что даже в двух столицах Питере и Москве модель установки в подъездах в чистом виде экономически просто неэффективна (мало заказов) и не работает. Тот же Телепорт теперь строит смешанную схему расположения в самых проходимых местах и рассматривает партнёрство с другими сетями ПВЗ. И вот эту отвергнутую рынком модель берёт Москва. За деньги налогоплательщиков.
  7. Впрочем, если хотя бы отчасти разумный подход будет включен и будут учтены интересы частных игроков, то какую-то пользу и удобство получат и москвичи. Могли, ведь, памятник где-то кому-то поставить на все деньги.

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 1 день

Задорожный Сергей

23
Комментарии: 0Публикации: 848Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий