Питер – город ритуалов и церемоний. Ловля курьеров – уже порочная традиция

Выстрел в полдень, блюда из корюшки, поболеть за Зенит…а теперь уже не первая ловля курьеров. Вот лицо Северной Пальмиры, которое она показывает публике.

 

Полиция в Санкт-Петербурге позавчера являла образец экспертизы в легкомоторном транспорте. Невероятное число транспортных средств были признаны не электровелосипедами, а мопедами. Отобраны без ордера у владельцев и отправлены в неизвестном направлении.

Тут всё сплелось – и социально одобряемая мигрантофобия, и административная решимость изобразить деятельность, и реальные проблемы узких для 21 века питерских тротуаров, и компанейшина.

 

Питер против курьеров: что происходит на улицах города

В Санкт-Петербурге стартовал месячник проверок курьеров, и он напоминает не борьбу за безопасность, а масштабную охоту. Основная мишень — мигранты, доставляющие заказы на электровелосипедах, которые полиция массово признаёт мопедами. Это означает — изъятие транспорта, штрафы, необходимость водительских прав, шлемов, техосмотра и многотысячные расходы на возврат.

📌 В чём суть: • МВД организовало рейды: проверяют не только транспорт, но и документы, регистрацию, подлинность профилей в приложениях. • Изъятые электровелосипеды у «Самоката» и «Яндекс Лавки» увозят без решения суда. • По ПДД мопед требует прав и шлема. Подписал протокол — сам подтвердил, что это мопед. • В Петербурге за 9 месяцев 2023 года — 920 ДТП с участием курьеров, 5 погибших.

🚨 Под ударом оказались в первую очередь мигранты. Это подчёркивают и депутаты, и документы МВД. Проверяют даже причастность к экстремизму и торговле наркотиками.

🛠️ Экспертиза мощности двигателя проводится по формальным признакам — если больше 250 Вт, это уже мопед. Хотя ГОСТ допускает 1 КВт, ПДД устарели. Возврат «велосипеда» обойдётся в десятки тысяч.

🏙️ В Москве уже действует система контроля курьеров: Iot-модули на великах, регистрация в АИС «Таксомотор», ограничение скорости, персональные ID. Петербург только догоняет — пока с полицейскими грузовиками, а не городской инфраструктурой.

🎒 Крупнейшие платформы (например, «Яндекс») внедряют стандартизированные велосипеды и светоотражающие короба. Но регулировать работу 30 тысяч курьеров, 14 тысяч из которых ездят на электровеликах, — задача куда сложнее, особенно если 85% оформлены как самозанятые или ИП.

📉 На фоне общественного давления, политических заявлений и ДТП — велокурьеры становятся удобной мишенью. Но вместо системных решений — принудительные изъятия и юридическая неразбериха.

Подробности от Фонтанки

В Петербурге с конца марта начался рейд по проверке курьеров. Судя по документам, которые есть в распоряжении «Фонтанки», главная его цель — мигранты, которые гоняют по тротуарам то ли на мопедах, то ли на электровелосипедах (а это важно). Сотрудники «Лавки» и «Самоката» уже остались без транспорта, а по итогам месячника на штрафстоянках могут оказаться сотни велосипедов, как в прошлом году было с самокатами. «Фонтанка» знает предысторию.

«Мы получаем сигналы о том, что в Санкт-Петербурге проводятся рейды, в ходе которых изымаются транспортные средства курьеров», — сообщили «Фонтанке» в службе курьерской доставки «Яндекса». Там добавили, что пока не могут оценить масштаб изъятой техники, однако заметили, что компания работает над безопасностью на дорогах: в районах дарксторов «Лавки» есть велопомощники, а самим курьерам регулярно напоминают о ПДД. Также компания внедряет новый термокороб с увеличенным количеством светоотражающих элементов.

Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков сообщил «Фонтанке», что о планируемых рейдах ГИБДД в отношении велокурьеров стало известно еще 11 марта, курьеров проверяли на соблюдение ПДД и скоростного режима. До сегодняшнего дня, по его словам, массовых изъятий электровелосипедов не фиксировали. 20 марта о начале проверок сообщило само ГУ МВД.

Что ищет МВД на месячнике по проверке курьеров

На электровелосипеды петербуржцы, активисты и депутаты жалуются в последнее время часто. В феврале эту тему на заседании правительства города поднял депутат Госдумы Михаил Романов. «Курьеры сбивают людей, нарушают ПДД. На мопеды малой мощности не требуется водительское удостоверение, и они едут против потока движения», — сказал единоросс. По его словам, речь именно о курьерах-мигрантах, так что депутат предложил запретить их работу в доставке. Тогда глава комитета по межнациональным отношениям заверил депутата, что чиновники тоже обеспокоены этим вопросом и скоро его решат, но не стал конкретизировать, как.

По данным парламентской комиссии по транспорту, за 9 месяцев прошлого года в Петербурге произошло 920 ДТП с участием курьеров. Число аварий и смертей в Петербурге выросло на 18%. В ДТП с участием курьеров 926 человек получили ранения, а 5 — погибли.

К решению подключились полицейские. Собеседники «Фонтанки» говорят: судя по документам, которые направили 24 марта в районные подразделения, проверять будут и разрешение на пребывание в России, и причастность к экстремистским формированиям, и оформление в системе доставки: например, под своим ли именем курьер выехал по адресам. Сами компании по доставке, их партнеров и дарксторы (склады) тоже проверят — в том числе экономическая полиция, у которой должен быть целый адресный перечень таких баз.

По данным «Фонтанки», проверка всеобъемлющая, и по полному перечню не скажешь, что единственная цель — именно мопеды-велосипеды. Здесь и нарушение миграционного законодательства, и нелегальная занятость несовершеннолетних, и проверка всех доставленных на «засвеченность» в экстремизме, торговле оружием или наркотиками, на нахождение в розыске. Каждым направлением занимается соответствующая служба.

Сами же представители МВД обратятся к губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Их попросят рассмотреть вопрос по оказанию содействия в проведении экспертиз по установлению типа изъятого транспортного средства (если это велосипед, то его двигатель должен быть до 250 Вт). Для изъятий подготовили грузовики, чтобы увозить задержанные во время рейда электровелосипеды. Так же год назад увозили с улиц электросамокаты; спустя несколько месяцев с кикшеринговыми компаниями договорились о запрете парковки их в центре города и ограничении скорости.

Велосипед изящным движением превращается…

В районных отделениях знают: проверка должна проходить с 24 марта по 24 апреля. При этом к началу мероприятий должен был быть готов алгоритм изъятия то ли мопедов, то ли велосипедов в рамках возбужденных административных дел. Если он и был разработан, то, видимо, не все сотрудники его получили: по данным «Фонтанки», для некоторых юридические нюансы обоснования для конфискации транспортного средства до сих пор остались неясны.

Фотографией протокола с «Фонтанкой» поделился читатель. Судя по нему, курьера оштрафовали за езду без шлема. В протоколе указано, что он ехал на мопеде по улице Гороховой без необходимого головного убора, — под этим документом курьер подписался.

Как пояснил «Фонтанке» автоюрист и член Общественной палаты Александр Холодов, к оформлению изъятия электровелосипедов может быть два подхода. «Самое простое — это найти какое-то дело, в рамках которого был угнан велосипед, и изъять похожий на него. Другой вариант — сложнее», — рассуждает эксперт.

Он отмечает, что большинство электровелосипедов не являются таковыми, так как по мощности двигателя и максимальной скорости они соответствуют понятию «мопед». «Если это мопед, то водитель должен быть в шлеме, ехать по краю проезжей части, и он должен иметь российское водительское удостоверение. Ему выписывают штраф за то, что он ехал без шлема, он подписывает протокол и тем самым фактически расписывается в том, что ехал на мопеде. А значит, это еще и езда без прав — а по этой статье у нас предусмотрена эвакуация на штрафстоянку. И теперь, чтобы вернуть этот „велосипед“, курьеру придется заплатить за еще одно административное нарушение, эвакуацию и стоянку. Суммарно там, может быть, тысяч 50 набежит», — добавляет Холодов.

По словам Александра Митюкова, в Москве с начала года проводились аналогичные рейды ГИБДД и фиксировались случаи изъятия электровелосипедов курьеров для проведения последующих экспертиз: «Экспертизы проводились в Государственном бюджетном учреждении города Москвы „Московский Исследовательский Центр“. Также в феврале представитель УГИБДД ГУ МВД России по городу Москве отмечал, что было инициировано проведение исследований на определение мощности и допустимой скорости движения электровелосипедов. Получено 16 заключений, из них в 14 случаях есть превышение мощностных и скоростных характеристик, предусмотренных для электровелосипедов. Часть курьеров после изъятия транспортных средств решили не возвращаться за ними, посчитав это невыгодным», — отмечает глава отраслевой ассоциации.

По мнению Митюкова, действующие нормы ПДД, касающиеся мощности мотора в 250 Вт, — морально устарели. Необходимо руководствоваться не мощностью мотора, а обязательным ограничением скорости до 25 км/ч и синхронизировать ПДД с действующим ГОСТ на электровелосипеды, в котором обозначена мощность в 1 КВт. «Изменения в ПДД по увеличению мощности мотора назрели, скорость необходимо обязательно ограничивать до 25 км/ч техническими средствами — Iot-модулем», — говорит он.

Куда всё катится

По мнению Митюкова, решением ситуации с передвижением курьеров на электровелосипедах мог бы стать шеринг: «В Москве сейчас в основном именно так всё работает: шеринговые компании сдают в аренду велосипеды, и все они соответствуют стандарту. Например, „Яндекс“ сдает курьерам велосипеды за 1 рубль. В Петербурге шеринг пока не так развит». В компании «Яндекс» «Фонтанке» сообщили, что в городе сейчас 1000 курьеров, которые пользуются их стандартизированным велосипедом.

По словам главы МАКС, в Москве по-своему подошли к решению проблемы. С 1 мая департамент транспорта мэрии обязал курьеров использовать только стандартизированные транспортные средства. Они должны иметь Iot-модуль, ограничивающий скорость до 25 км/ч, скорость в «медленных зонах», исправные тормозные системы, работающие переднюю фару и задний фонарь, исправный звуковой сигнал, корзину, а также идентификационный номер на электровелосипеде. «Это большая работа и вложения как города, так и компаний. Все курьеры в столице должны быть зарегистрированы в системе АИС „Таксомотор“, содержащей множество актуальных данных, а также иметь свой уникальный идентификационный номер (ID). Все курьерские сумки также снабжены уникальными идентификационными номерами. А фотовидеофиксация в столице настроена, чтобы идентифицировать номер курьера».

В марте в департаменте транспорта Москвы сообщали, что в столице работают около 100 тысяч курьеров. В сутки 25 тысяч курьеров доставляют около 650 тысяч заказов. Петербургские компании отчитываются о 30 тысячах курьеров, 14 тысяч из которых пользуются электровелосипедами.

По данным компаний, занимающихся доставкой, в Москве, 75 процентов курьеров оформлены как ИП или самозанятые, в Петербурге — 85 процентов. На это в том числе представители компаний ссылались, когда говорили о том, что регулировать работу курьеров порой сложно, ведь по документам это не сотрудники, а подрядчики.

Впрочем, именно такую модель компании выбирают сами — это минимизирует количество выплат.

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Задорожный Сергей

33
Комментарии: 11Публикации: 6198Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий