Анализ полугодового отчёта OZON от Евгения Щепелина
Евгений Щепелин проанализировал отчёт Ozon за первое полугодие 2024.
Как вы наверно заметили, я не люблю публиковать аналитику по маркетплейсам сразу после публикации отчетности. Нужно время проанализировать изменения, собрать статистику прошлых периодов, сделать сравнение и выводы.
И каждый раз отчетность Озона меня удивляет. Они, конечно, безусловные молодцы. И смотря на их отчётность за первое полугодие – я могу сказать, что у них точно стоит цель стать №1 в этом году и скорее всего так и произойдет.
WB, к сожалению, потеряет лидерство.
Поэтому хочу поделиться с вами рядом наблюдений.
Из интересного и аномального.
– Прямая комиссия последние 2 квартала падает в процентах от GMV и не растет в абсолютах. 1 – 2 квартал 2023 года комиссионный доход составил 39,6 и 36,8 млрд руб, а за 1 – 2 квартал 2024 доход составил 43 и 37,6 млрд соответственно. При этом наши клиенты отмечают что за последний год ОЗОН дает им сильно больший прирост в продажах и становится более значимым каналом, чем WB
– Retail Media – рост x2 год к году. Казалось бы уже куда дальше – но совокупно за 6 месяцев 51 млрд рекламных доходов!! (5.1% от GMV). Это значит, что по году они легко соберут 100+ млрд руб.
– НО самые красивые – финтехи. За 1 квартал 2024 – 14,6 млрд против 12,9 млрд за ВЕСЬ 2023 год. Совокупная выручка за 6 месяцев 2024 – 33 млрд руб!! Это не считая синергий с объемом ликвидности на счетах. ( об этом отдельно напишу пост)
Эффективный тейк рейт (комиссия) снижается – но совокупный доход компании остается на прежнем уровне.
Обратите внимание что ВПЕРВЫЕ сопутствующие сервисы (Реклама / финтех и логистика) превысили комиссионный доход от товарки. Во втором квартале ОЗОН собрал прямой комиссии на 37.7 млрд, а с сервисов 49,9 млрд !!! Вопрос на чем же зарабатывает цифровая платформа, студенты Sber2026, ау )))
В заключение хочется сказать – ребята, конечно, гениальны. Снижать тейк рейт их никто не заставляет – это форма конкуренции, особенно в Fashion сегменте для борьбы с WB / Lamoda. Выпадающие доходы отлично компенсируют другие вертикали. Понятно, когда они станут №1 take rate c текущих 7% спокойно вернется в 17% (который мы уже платили ранее), а существенно более маржинальные asset light стримы (финтех / retail media) помогут с прибылью.
Отличная ребалансировка монетизации. В моей практике такая ребалансировка проходила несколько раз, но не потому что я так хотел, а потому что рынок сильно давил на основной стрим доходов, поэтому приходилось изобретать новые способы монетизации чтобы как то вернуть объем и маржу. А тут явно осознанный шаг для рывка и лидерства на рынке.