“Рыбники” “заложили” “доставщиков”

Самозанятые довольно быстро стали основным источником рабочей силы для служб доставки. В целом это секрет Полишинеля. Но зависть порождает кляузы.

Компании рыбной отрасли, развивающие свою розницу и e-commerce, обратились в ФНС с просьбой изучить сложившуюся практику массового использования сервисами доставки самозанятых курьеров для экономии на налогах. У других игроков потребительского сектора нет такой возможности, поддерживают претензии рыбников рестораторы. По их мнению, оптимальное решение — унификация системы привлечения самозанятых для всех компаний и гарантия социальных выплат доставщикам.

Источник: КоммерсантЪ

Перепечатка

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо заместителю главы ФНС Дмитрию Сатину от Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР), объединяющей крупных поставщиков рыбы и морепродуктов. Члены ассоциации, развивающие свою розницу и e-commerce, просят «дать оценку» практике агрегаторов доставки, включая «Яндекс.Еду» и Delivery Club (совместный проект Mail.ru Group и Сбербанка), массово переводящих курьеров в самозанятые, экономя на налоговых выплатах. Компании, развивающие свои службы доставки, вынуждены принимать доставщиков в штат, утверждают в АПТПРР.

Сложившая ситуация, пишут авторы письма, «позволяет агрегаторам максимизировать прибыль, устанавливать монопольно высокие тарифы на услуги и получать конкурентные преимущества на рынке труда».

«Компании не отчисляют средства в ПФР и Фонд соцстрахования и самозанятые лишены трудовых прав»,— подчеркивает вице-президент АПТПРР Артем Ломизе. Такая система, добавляет он, дает возможность агрегаторам платить более высокую плату, чем могут себе позволить участники других сегментов, оформляющие сотрудников в штат.

В «Яндекс.Еде» и X5 Retail Group, развивающем сервис «Около», от комментариев отказались. В Delivery Club называют формат взаимодействия с самозанятыми курьерами полностью легальным, не раскрыв количество таких сотрудников.

Из опроса «Ромира» следует, что на долю самозанятых приходится до 60% курьеров всех служб доставки. Источник “Ъ” в одной из таких служб называет цифру в 70%.

Компании общепита, давно критикующие агрегаторы за высокие тарифы, обращались в ФНС с просьбой позволить владельцам ресторанов и кафе использовать ту же систему с самозанятыми, но ответа пока нет, говорит президент Гильдии рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. В ГК «Шоколадница» сообщили, что все сотрудники оформлены в штат, так как по закону самозанятый не может долго работать на одну компанию.

«Продолжительность работы значения не имеет,— настаивает источник, представляющий интересы агрегаторов.— Отличие самозанятых от штатных сотрудников — в возможности самим выстраивать график работы и нагрузку». Законодательство позволяет привлекать самозанятых без трудовых договоров, но если выяснится, что такой персонал фактически работает в организации, то работодателю грозит административная ответственность и доначисление НДФЛ и страховых взносов, объясняет управляющий партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Один из рестораторов говорит, что участники рынка общепита уже предложили ФНС рассмотреть возможность создания для самозанятых, работающих на одну компанию, системы социальных и пенсионных выплат: «Недавно одна из служб такси предприняла такую попытку, сделав для водителей недорогой страховой продукт, гарантирующий в случае болезни им выплату половину зарплаты».

По словам собеседника “Ъ” на рынке общепита, использование самозанятых позволяет агрегаторам экономить около 44% затрат на фонд оплаты труда.

В то же время, как показало недавнее исследование Центра стратегических разработок, в ряде городах РФ заработки курьеров на 20–60% выше средней зарплаты по региону. Гастропроект StrEat, говорит его основатель Максим Попов, для сохранения персонала поднял сотрудникам зарплату на четверть и более.

 

Комментарии Ecomhub

1. Откровенно говоря, трудно представить себе мотивы Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР). Более бессмысленного действия от ассоциации, объединяющей коммерческие компании трудно себе представить. А слова о самостоятельном развитии eCom проектов от членов этой ассоциации в лучшем случае вызовут усмешку. Единственным поводом может быть только желание попиариться на любимой ныне теме запрещать всё. “Выстрел в ногу” – хорошая аналогия.

2. Претензии рестораторов тоже выглядят абсурдно. Именно создание агрегаторов доставки сделало возможным доставку заказов из ресторанов и по деньгам и в разумные сроки. Но у рестораторов есть больше мотивов “подложить мину” под агрегаторов. Первое – агрегаторы делают особенно легкой доставку для крупных международных и российских сетевиков, несетевым рестораторам трудно обеспечить такие же сроки, следовательно они проигрывают общепиту, следовательно могут быть заинтересованы в ограничении агрегаторов. Второе (очень близко к первому) в случае запрета агрегаторов или существенного повышения цены доставки оффлайн рестораторы рассчитывают, что больше народа пойдёт к ним.

3. Именно решение с самозанятыми позволило в значительной степени цивилизовать отношения курьеров с работодателями, переведя из чёрной зоны в белую (да хоть бы и в серую). Именно это решение отчасти снизило нагрузку на ФОТ в части взносов в социальные фонды.

4. Если в части работы с курьерами, как самозанятыми, будут приняты самые жёсткие санкции, то будут разрушены все те временные успехи электронной коммерции, которые она достигла за последнее время. Автоматическое подорожание доставки может подкосить доставку товаров повседневного спроса и еды и подкосит остальные.

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Задорожный Сергей

24
Комментарии: 0Публикации: 1029Регистрация: 04-02-2020

Добавить комментарий