Здравствуй, лизинг, Новый год!
🚚 Рынок лизинга грузовиков: снижение объемов и рост ставок
В 2024 году лизинг грузовых автомобилей в России столкнулся с серьезными проблемами, которые могут усугубиться в следующем году. Основные причины – резкий рост лизинговых ставок, банковских надбавок и ужесточение условий кредитования.
Основные показатели и прогнозы
- Снижение объемов лизинга. За январь-ноябрь 2024 года объем лизинга грузовых автомобилей упал на 21%, до 61 тыс. единиц. В 2025 году ожидается снижение на 60%, до 38 тыс. автомобилей.
- Рост ставок. Среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовик. К 2025 году он может достичь 360 тыс. руб.
- Итоговая стоимость сцепки (тягач + полуприцеп). Увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб., а в следующем году может достичь 25 млн руб.
Причины кризиса
1️⃣ Увеличение лизинговых ставок
- В 2024 году ставки выросли до 26-27%, в 2025 году ожидается до 29-30%.
- Банковские надбавки увеличились на 3 п.п. год к году, а по долгосрочным договорам фиксируются на уровне 5-6%.
2️⃣ Ужесточение условий кредитования
- Банк России усилил макропруденциальные надбавки, что ограничивает объемы финансирования и повышает стоимость продуктов.
3️⃣ Рентабельность компаний
- Снижение тарифов на грузоперевозки на 8,8% (январь-ноябрь 2024 г.).
- Рост затрат на технику, оплату труда и конкуренцию снизил рентабельность на 10% год к году.
4️⃣ Утилизационный сбор
- С октября 2024 года утильсбор на иностранную технику увеличен на 75-80%, что резко подняло цены на импортные грузовики.
Ответные меры
- В 2025 году Правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на программу льготного лизинга для отечественной техники:
- Субсидия на беспилотные магистральные тягачи – 49%.
- Снижение авансового платежа на отечественные автомобили на 10%.
Риски и прогнозы
- Сокращение доли лизинга в продажах грузовиков до 53% – рекордно низкого уровня.
- Нехватка отечественных грузовиков на рынке и ограниченное развитие автопарков.
- Более 17,5 тыс. автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в 2024 году.
Комментарий экспертов
- Роман Ромашевский, ПЭК. “Компании будут обновлять автопарки за счет собственных средств, что еще сильнее ограничит развитие перевозчиков.”
- Вадим Филатов, АвтоГрузЭкс. “Для преодоления кризиса важно разработать дополнительные меры поддержки, иначе рынок столкнется с нехваткой транспорта.”
В следующем году доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться на 60%
Основная причина — резкое увеличение лизинговых ставок. В следующем году этот показатель продолжит расти и может достигнуть 29-30%. Кроме того, в стремлении сократить количество выданных продуктов на объем капитала банки продолжат повышать размер надбавок по лизинговым договорам. На фоне резкого падения рентабельности компании будут вынуждены ограничить обновление и пополнение автопарков, что может привести снижению количества доступной техники по всей стране. Об этом говорится в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с «АвтоГрузЭкс» и Dentro.
За январь-ноябрь доля лизинга при покупке грузовой техники в России снизилась на 21%, до 61 тыс. ТС, в следующем году — может упасть еще на 60% год к году, до 38 тыс. единиц, сообщил Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК.
Основная причина — повышение лизинговых платежей в сегменте грузовой техники на четверть год к году — до 26-27%. Одновременно с ростом ключевой ставки увеличились и банковские надбавки к ней — на 3 п.п. год к году. «Несмотря на то, что 20 декабря Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, в перспективе многие финансовые организации ожидают дальнейшего увеличения показателя и поэтому фиксируют надбавку в 5-6% в лизинговых договорах на несколько лет вперед», — подчеркнул Роман Ромашевский.
Кроме того, чтобы вернуть перегретую экономику в равновесное состояние, Банк России усиливает требования к выдаче кредитов, лизинговых и других финансовых продуктов. «ЦБ увеличивает макропруденциальные надбавки для финансирования лизингодателей и, регулируя объем выдачи кредитов, напрямую влияет на уровень ставок. Основная задача — сократить количество выданных финансовых продуктов на тот же объем капитала и при этом повысить их доходность. Результат — повышение чистой прибыли банков по всей России и наращивание капитала на будущий год», — пояснил он.
По данным обзора, к декабрю 2024-го среднемесячный лизинговый платеж вырос на 40%, до 317 тыс. руб. на один грузовой автомобиль.
«Итоговая стоимость сцепки (тягач и полуприцеп) с учетом лизинговых платежей на 48 месяцев увеличилась на 6%, до 14,1 млн руб.», — сообщил Илез Хамурзиев, операционный директор Dentro.
В следующем году Роман Ромашевский прогнозирует увеличение лизинговой ставки на 30 п.п., до 29-30%, а в реальном выражении среднемесячный лизинговый платеж на один автомобиль достигнет 360 тыс. руб. По мнению Илеза Хамурзиева, стоимость сцепки к этому моменту может достигнуть 25 млн руб. «В таких условиях перевозчикам не выгодно приобретать новую технику, поэтому компании вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков», — подчеркнул операционный директор Dentro.
Финансовый директор ПЭК добавил, что на фоне резкого роста ставок компании будут обновлять технику преимущественно за счет собственных средств. Вслед за этим доля лизинга в структуре продаж грузовиков снизится до рекордных 53%, для сравнения — ранее наиболее низкий показатель за пять лет был зафиксирован в 2019 году на уровне 68%.
Чтобы снизить финансовую нагрузку на перевозчиков в 2025 году, Правительство РФ выделит 9,7 млрд руб. на продление программы льготного лизинга для отечественной техники. Компании смогут заключить лизинговый договор на использование беспилотных магистральных тягачей с субсидией в размере 49%. Авансовый платеж на остальные отечественные автомобили бизнес снизит на 10%, что позволит сократить затраты перевозчиков на приобретение техники в 2025 году, а значит — будет способствовать пополнению и обновлению автопарков в России, отметил Вадим Филатов, президент «АвтоГрузЭкс».
«Однако с учетом нехватки отечественных тягачей на российском рынке и резкого роста утильсбора на иностранную технику (с октября на 75-80% год к году), этого недостаточно», — добавил он.
Вадим Филатов подчеркнул: на фоне резкого роста затрат на закупку техники, повышения уровня оплаты труда сотрудников, снижения тарифов (на 8,8% год к году за январь-ноябрь, по данным ATI.SU) и развития недобросовестной конкуренции на рынке, рентабельность компаний снизилась на 10% год к году. Перевозчики вынуждены ограничивать свое развитие. По данным НАПИ, в этом году порядка 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.
«Чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов, важно разработать дополнительные меры, которые позволят снизить финансовую нагрузку на перевозчиков. На на данный момент “АвтоГрузЭкс” готовит предложения совместно с государственными органами и бизнес-сообществом», — резюмировал Вадим Филатов.