Сколько ПВЗ у Wildberries, Ozon и Яндекс Маркета. Или синдром Мюнхаузена маркетплейсов
Не начинайте врать, если у вас плохая память. Этому железному правилу не следует троица крупнейших российских маркетплейсов. когда рассказывает о числе своих работающих ПВЗ(пунктов выдачи заказов).
Буквально 2 месяца назад все крупнейшие маркетплейсы рассказали ТАСС, сколько у них ПВЗ. И вот они снова вышли с числами. Интересно, что посыл материала – “Расширение сети ПВЗ замедляется” расходится с данными.
Число ПВЗ тройки российских маркетплейсов в начале февраля 2023
- Wildberries – 32 000
- OZON – 17 000
- Яндекс Маркет – 10 000
А теперь сравним данные
первая декада декабря 2022(ТАСС) | первая декада февраля 2023 (“Ъ”) | |
Wildberries | 27 000 | 32 000 |
OZON | 16 000 | 17 000 |
Яндекс Маркет | 10 000 | 10 000 |
Смело можем утверждать, что вся троица вступила в период безудержного вранья про свои ПВЗ. Это сразу видно по тому, что они называют округлённые до тысяч значения.
Больше всего отличился Wildberries. Рост ПВЗ на 18 с половиной процентов за 2 месяца, при том, какое-то движение в расширении ПВЗ начали только накануне, а в начале января само право открыть ПВЗ стало платным. Ну, и где вы набрали 5 тысяч ПВЗ за 2 месяца? Поздравляю вас “господин соврамши”
UPD Более того, в некоторых источниках маркетплейс утверждает, что в январе было 33 000 ПВЗ из них 13 800 – партнёрские.
OZON. Ozon’у нужно непрерывно генерировать хорошую отчётность, иначе денег не дадут. Но и практика у них длиннее по времени. Они написали себе рост в тысячу. Ну, скромно. 6,25% за 2 месяца, да при начатой программе “деревенских ПВЗ”, да при снижении стандартов открытия – выглядит более правдоподобно. Но маркетплейс начинает резать косты и новая модель вознаграждения – не в пользу ПВЗ, а значит будет тормозить рост сети.
Яндекс Маркету труднее всего. Когда начинаешь преувеличивать раньше всех – потом трудно добавлять. В декабре Маркет говорил, что у них “около 10 тысяч”, сейчас говорят “превысило 10 тысяч”. Сеть стоит, трафика и вознаграждения мало. Открывать с брендированием под Маркет, при “живых” WB и Ozone – смысла нет. Начали косплеить OZON в открытии “сельских ПВЗ” совсем недавно, но это улучшает показатели числа ПВЗ и ухудшает экономику.
Бонус. Разная ерунда(кроме общего посыла, данных Авито и СДЕКа) из исходной публикации “Коммерсанта” с “актуализированными” данными по ПВЗ
Интерес предпринимателей к открытию в крупных городах пунктов выдачи заказов (ПВЗ) маркетплейсов, возраставший с начала пандемии, стал сокращаться по мере насыщения сегмента новыми объектами и снижения в целом деловой активности в стране. По оценке интернет-магазинов и курьерских служб, потенциал для появления новых пунктов остается в первую очередь в небольших городах и отдаленных регионах.
По итогам 2022 года интерес россиян к покупке бизнеса магазинов и пунктов выдачи заказов маркетплейсов вырос на 6%, подсчитали в «Авито», в то время как в 2021 году динамика была активнее — 11%.
Снижение интереса к открытию ПВЗ в 2022 году наблюдается и по спросу на открытие франшизы, говорит эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее данным, показатель вырос на 23% по сравнению с 2021 годом. Он мог быть выше, но в феврале 2022 года на фоне военных действий на Украине интерес к франшизам ПВЗ сократился сразу на 62%. Показатели стали восстанавливаться только в апреле, уточняет эксперт.
Госпожа Рождественская считает причиной изменения динамики общее снижение деловой активности и насыщение пунктами выдачи крупных городов.
Кроме того, добавляют в СДЭК, в 2022 году с российского рынка e-commerce ушли крупные зарубежные бренды, а международные логистические компании закрыли офисы в стране.
О постепенном насыщении пунктами выдачи заказов крупных российских городов говорит и гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Интерес к покупке готового бизнеса в этом сегменте сохраняется, так как найти хорошее место под открытие нового пункта может быть проблематично, говорит эксперт. Однако далеко не все ПВЗ выходят на устойчивый уровень безубыточности, подчеркивает господин Бурмистров.
Михаил Бурмистров считает, что большой потенциал по развитию сети ПВЗ сегодня сосредоточен в небольших городах. На это указывает и недавний запуск рядом крупнейших маркетплейсов программ с возможностью открывать пункты в селах и небольших населенных пунктах, например, в частных домах и пр.
В маркетплейсах утверждают, что преждевременно говорить о насыщении рынка пунктов выдачи заказов.
В Wildberries указывает на дефицит ПВЗ в отдаленных населенных пунктах. В Ozon и «Яндекс Маркете» говорят, что некоторые партнеры маркетплейсов стремятся развивать сразу сеть таких пунктов.
По словам директора департамента по развитию партнерских логистических программ Ozon Дениса Дьяченко, маркетплейс в 2022 года нарастил сеть ПВЗ на треть, сейчас у компании работает 17 тыс. пунктов. «Яндекс Маркет» увеличил число брендированных ПВЗ более чем вдвое, их общее количество, включая партнерские пункты, превысило 10 тыс. точек. Число новых ПВЗ Wildberries выросло примерно на 10% на начало 2023 года: у маркетплейса работает более 32 тыс. пунктов.