Итак, страхование дошло до селлеров маркетплейсов
Подробности от Ъ
Ряд страховых компаний заявил о планах запустить страхование для продавцов маркетплейсов. На фоне стремительного роста сегмента e-commerce, в том числе через маркетплейсы, и большого количества потенциальных клиентов это направление выглядит привлекательным. По оценке экспертов, объем премий за два года может достичь 10–15 млрд руб. Впрочем, опыт предыдущих лет говорит о высоком уровне убыточности сегмента, который может увеличиться на фоне обострения конкуренции.
Страховые компании собираются предоставлять свои услуги продавцам маркетплейсов. О запуске такого продукта в начале декабря 2024 года объявила «СберСтрахование» (по данным «Эксперт РА», занимала 10-е место по общим сборам за 2023 год). Согласно опросу “Ъ”, в 2025 году аналогичные услуги планируют предоставлять «Ренессанс страхование» (13-е место) и «Зетта Страхование» (26-е место). «АльфаСтрахование» (3-е место) также рассматривает запуск подобного продукта.
Страховщики отмечают привлекательность этого сегмента. «Запуск продукта связан с активным ростом рынка e-commerce и перспективностью этого вида страхования»,— пояснили в «СберСтраховании». По оценкам страховщика, в настоящее время в отрасли работают более 800 тыс. продавцов, и наиболее популярный канал продаж — это маркетплейсы.
По данным BusinesStat, в 2019–2023 годах сегмент e-commerce увеличился более чем в три раза. По данным Data Insight, по итогам 2023 года совокупные продажи четырех крупнейших маркетплейсов превысили 4 трлн руб. В частности, на Wildberries пришлось 2,1 трлн руб., на Ozon — 1,5 трлн руб. (см. “Ъ” от 3 августа).
Страховка защищает товары селлеров от повреждения на всем пути от продавца до покупателя — на этапах транспортировки, хранения на складе и в пункте выдачи заказов. Помимо этого, страхование будет покрывать случаи, когда покупатель подменил или испортил товар, а также «компенсировать неустойку, которую маркетплейс берет за возврат некачественной продукции», поясняет гендиректор «СберСтрахования» Михаил Волков. Минимальная страховая сумма по продукту составляет 200 тыс. руб., а максимальная достигает 120 млн руб., уточняет он.
При этом подход к продаже полисов будет несколько различаться.
В частности, «СберСтрахование» предоставляет услуги через личный кабинет на сайте компании и распространяет услуги на продавцов любых онлайн-площадок внутри страны. «АльфаСтрахование» и «Зетта Страхование» рассматривают реализацию страхового полиса непосредственно через маркетплейсы. «Мы видим его как продукт, вшитый внутри маркетплейса, с возможностью для селлера подключить программу страхования исходя из его оборотов и специфики товаров»,— поясняет исполнительный директор по партнерским продажам «Зетта Страхования» Алексей Хомяков. «АльфаСтрахование» также планирует реализовывать полисы совместно с партнерами-маркетплейсами, отмечает руководитель управления по работе с сетевыми партнерами компании Кирилл Лукьяненко. Кроме того, «Зетта Страхование» прорабатывает варианты «коробочного» продукта для селлера вне маркетплейса.
Эксперты подтверждают перспективность сегмента. В условиях активного роста онлайн-торговли селлеры сталкиваются с новыми рисками, связанными с транспортировкой и хранением товаров, что «является для страховых компаний сегментом, который может привлечь новых клиентов и обеспечить увеличение страховых взносов», поясняет директор по развитию страхового бизнеса в финансовом маркетплейсе «Сравни» Владислав Головкин. По оценкам независимого эксперта Андрея Бархоты, на горизонте двух лет потенциальный объем страховых премий в сегменте составит 10–15 млрд руб.
Вместе с тем есть риски запуска подобных продуктов.
В частности, ранее «РЕСО-Гарантия» отказалась от реализации аналогичного продукта. «У нас был договор с похожими рисками, разработанный для одного из ведущих маркетплейсов, к сожалению, он не был продлен из-за большой убыточности»,— поясняет управляющий продуктом департамента по страхованию имущественных рисков компании Андрей Анохин.