Рынок авто в онлайне только появился, а ему уже спускают план

Рынок авто в онлайне только появился, а ему уже спускают план

2024 стал годом когда машины плотным потоком устремились на маркетплейсы. Начало года – масса новостей об окончательном подключении всех крупных игроков. каждый месяц по 2-3 новости о новых брендах, выходящих на рынок. Позже в прорыв устремились мотоциклы, катера, спецтехника, самолёты. Но именно автомобили выступили локомотивом. И вот уже и славное наше государство начало примазываться к тренду.

 

ФАС Авто

ФАС предлагает ввести обязательную норму: не менее 5% продаж автомобилей — через онлайн. Что это может означать для рынка

Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой установить минимальную долю онлайн-продаж автомобилей в размере 5%. Цель меры — развивать конкуренцию, прозрачность и цифровую инфраструктуру в автодилерском сегменте. Формально идея выглядит прогрессивно, но на практике вызывает множество вопросов — как у самих участников рынка, так и у экспертов.

💡 Что это значит по сути?

ФАС предлагает, чтобы автопроизводители и дилеры обеспечивали не менее 5% продаж через интернет — с возможностью дистанционного выбора комплектации, подписания договора и, возможно, доставки машины.

✅ Возможные плюсы

  1. Цифровизация отрасли
    Для многих автодилеров переход в онлайн ограничивался лишь витринами. Обязательная доля может подтолкнуть к полноценной автоматизации и улучшению UX.

  2. Больше прозрачности и меньше навязывания услуг
    Онлайн-платформы позволяют ограничить давление со стороны продавца, исключить допуслуги и сделать ценообразование более открытым.

  3. Доступность для регионов
    Онлайн-покупка в теории может снять ограничения, связанные с отсутствием нужных комплектаций в конкретных городах или малых населённых пунктах.

  4. Повышение конкуренции
    Появляется шанс для выхода на рынок новых цифровых игроков, альтернативных маркетплейсов или систем прямых продаж от производителей.

❌ Потенциальные минусы

  1. Недоверие потребителей
    Рынок автомобилей — один из самых консервативных. Большинство покупателей по-прежнему предпочитают «пощупать» машину, прокатиться, поговорить с менеджером. Онлайн-продажи автомобилей в России — пока доли процента.

  2. Техническая и правовая неподготовленность
    Механизмы электронной передачи ПТС, страхования, кредитования, трейд-ина и регистрации пока недостаточно отлажены. Без стандартизации такие продажи могут обернуться рисками.

  3. Рынок уже в стагнации
    Автодилеры находятся под давлением дефицита и нестабильного спроса. Введение формальных требований может оказаться дополнительной нагрузкой — особенно для небольших игроков.

⚠️ Подводные камни

  • Как будут контролировать и штрафовать?
    Пока неясно, каким образом ФАС собирается отслеживать выполнение квоты в 5% — особенно у производителей с разветвлённой дилерской сетью.

  • Будут ли исключения?
    Некоторые сегменты (например, коммерческий транспорт, премиум или импортируемые машины) в принципе редко попадают в онлайн. Включат ли их в квоту?

  • Не станет ли это формальностью?
    Риск того, что 5% будут «дорабатываться» формально: оформление в онлайне, а весь процесс — как и прежде, офлайн, с менеджером в салоне.

🤔 В сухом остатке

Идея ФАС выглядит логичной — e-commerce в автосегменте действительно отстаёт. Но без инфраструктурных, законодательных и поведенческих изменений само по себе требование в 5% вряд ли вызовет качественный скачок. Напротив, есть риск, что рынок воспримет эту норму как бюрократическую повинность.

Чтобы такая мера работала, нужна единая цифровая среда, прозрачные правила и интерес со стороны самих игроков. Пока же — это, скорее, стимул к обсуждению, чем готовый рыночный механизм.

Добавить комментарий