Проблемы селлеров на маркетплейсах по мнению Минпромторга
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации составило перечень проблем, которое оно видит при работе селлеров с маркетплейсами. В перечне перечислены многие “боли” и проблемы продавцов на маркетплейсах. Большинство из пунктов довольно здравые.
Министерство направило запрос на комментарии и предложения в адрес маркетплейсов.
Надеемся, что постановка проблем приблизит их разрешение. Впрочем можно не исключать и двух других исходов: первого – бумага так и останется бумагой, второго – при попытке облегчить жизнь с помощью гос.вмешательства сделают только хуже
Благодарим телеграм-канал Алексея Петровского https://t.me/razvedaem/ за публикацию документа.
Перечень проблем, которые называет министерство
- Внесение изменений в действующий гражданско-правовой договор со стороны маркетплейса в одностороннем порядке, что предусмотрено самим договором.
- Возникновение сложностей в расчете комиссии за предоставляемые услуги. Отсутствие механизма по ее расчету в общем доступе. Изменение суммы комиссии без уведомления контрагента.
- В целях продвижения товаров требуется постоянное проведение акций и снижение цен на продукцию. Качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в «топ» предложений.
- Диктат условий предоставления акций и скидочных предложений. В случае отказа предоставления скидки, товар поставщика на время проведения акции не отображается на маркетплейсе.
- Технически сложная и финансово затратная процедура регистрации личного кабинета, частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж.
- Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов на нее).
- При учете повышенного требования к упаковке, в том числе к ее устойчивости к различным воздействиям во внешней среде сохраняется высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.
- Отсутствие у поставщиков возможности проверки и контроля правильности и реальности представляемого маркетплейсами отчета о текущих продажах. Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному «кредитованию» поставщиком деятельности маркетплейсов.
- Сложность в установлении коммуникаций с сотрудниками маркетплейсов. В пиковые дни клиентская поддержка может не отвечать на запрос до трех дней, что осложняет работу с контрагентом. Некоторые вопросы решаются до нескольких месяцев.
- Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар.
- Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. Вместе с тем срок доставки товаров до клиента устанавливается одинаковый и не всегда применимый к определенным областям России. При несоблюдении условий штраф накладывается на поставщика.
- Нестабильная политика по работе с крупногабаритным грузом (зафиксированы прецеденты с маркетплейсом Wildberries).
- Низкое качество программного обеспечения.
- Возможность оборота контрафактной несертифицированной продукции. Многим добросовестным поставщикам не понятен механизм контроля за контрафактом и недобросовестными поставщиками. Участились случаи оборота на площадках наркотических средств и психотропных веществ под видом других видов продукции (например, чая).
- В соответствии с действующим законодательством в части маркировки товаров средствами идентификациями (далее – СИ) или контрольными (идентификационными) знаками (далее – КИЗ), требуется передача достоверных сведений между участниками оборота товаров (далее – УОТ) при отгрузке и приемке такого товара, а также при выводе маркированных товаров из оборота.
Обязанность передачи информации о выводе из оборота СИ и КИЗ лежит на текущем собственнике товара. Проблемы возникают в части вывода из оборота переданных на реализацию маркетплейсам маркированных товаров и предоставление корректных сведений в ГИС МТ.
В связи с этим у поставщика возникает двойная нагрузка и ответственность за товар, который фактически передан на реализацию в маркетплейс, но по системе ГИС МТ продолжает числится за УОТ.
Приведём часть документа